На свидание у «Дворника»

ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСА «СКУЛЬПТУРА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ» 

27 ноября в Вятском художественном музее были подведены итоги конкурса «Скульптура под открытым небом», цель которого заключается в отборе наиболее ценных с художественной точки зрения проектов городской скульптуры для их последующего воплощения. 

* * *

gor-skulpt-2По словам председателя конкурсной комиссии Александра Галицких, конкурс выдался «многострадальным».

– В прошлом году впервые департамент культуры объявил конкурс «Скульптура под открытым небом», и, к большому сожалению, в прошлом же году единым решением комиссии… было принято считать конкурс несостоявшимся, поскольку ни одна работа не моглаgor-skulpt-4 претендовать… на <статус> победившей.

В этом году конкурс был объявлен снова, но уже не как областной, а как открытый, то есть участие в нем могли принимать скульпторы и архитекторы не только из Кировской области. Проводился он по пяти номинациям: «Вятка в лицах», «Легенды Вятки», «Литературные персонажи», «Сказочные персонажи»,gor-skulpt-5 «Садово-парковая скульптура».

Поясню, что каждая конкурсная работа обозначена индивидуальным номером и сопровождена соответствующим конвертом (с тем же номером). В этом запечатанном конверте хранятся данные об авторе работы. Конверты были вскрыты только после того, как удалось определить победителей.

gor-skulpt-6Вознаграждение победителя в любой из номинаций составляет 70000 рублей.

Тем не менее, результаты нас не очень порадовали.

В номинации «Литературные персонажи» не поступило ни одного проекта.

В номинации «Легенды Вятки» поступила только одна заявка, тогда как условиями конкурса предполагается не менее двух заявок каждой из номинаций. Поэтому представленную заявку мы даже не рассматривали.

В номинации «Сказочные персонажи» комиссия решила не определять победителя, поскольку ни одна работа не получила поддержку большинства членов комиссии. 

В номинации «Вятка в лицах» победившая работа была определена – это памятник Марии Исаковой, <созданный> Валерием Викторовичем Шилкиным.

Валерий Шилкин московский скульптор, окончил художественный институт имени Сурикова, место его работы – Российская академия живописи, ваяния и зодчества, должность – доцент кафедры анатомического рисунка. Всё это стало известно только после вскрытия соответствующего конверта.

Определяя победителя в номинации «Садово-парковая скульптура», комиссия поступила очень мудро. Поскольку в трех номинациях победители не были выявлены, а в номинации «Садово-парковая скульптура» оказалось представлено больше всего конкурсных работ, то было принято решение определить в этой номинации трех победителей. Ими стали Денис Анатольевич Стритович (Москва) с двумя скульптурными композициями «Под дождем» и «Дворник» и Михаил Борисович Соломатин (Москва) с композицией «Кот учёный». 

* * *

gor-skulpt-7Далее последовали вопросы журналистов. На вопрос о том, почему так и не был выявлен победитель в номинации «Сказочные персонажи», ответила член комиссии, скульптор Зинаида Бушкова.

– Не выявили, потому что скульптура <как вид изобразительного искусства> появилась не вчера и даже неgor-skulpt-8 позавчера, и существуют определенные критерии художественной выразительности произведения, критерии умения автора использовать материал, критерии оценки того, насколько хорошо художник знает тему и умеет ее отразить. Комиссия нашла, что представленные в этой номинации работы не соответствуют современному уровню понятия «декоративная скульптура».gor-skulpt-9

Предвосхищая вопрос о материале, из которого авторы предполагают изготавливать свои произведения, член комиссии, председатель правления Вятского регионального отделения Союза художников России Сергей Горбачёв отметил следующее.

– Есть такой стереотип мышления, что памятник обязательно должен быть бронзовым, как у древних gor-skulpt-11греков. Но древние греки делали памятники из бронзы потому, что иного не знали. В наши дни, когда технологии шагнули далеко вперед, существует множество материалов, которые нисколько не уступают бронзе и в прочности, и в вечности, и в художественной выразительности, и в устойчивости к агрессивной внешней среде. Причем художественные решения с использованием этих материалов являются и более простыми в исполнении, и более дешевыми. Впрочем, есть и такое предположение (некоторые скульпторы его подтверждают), что работать в бронзе просто-напросто выгоднее: чем дороже будет изготовление скульптуры, тем больше всевозможных «наградных» осядет у отдельно взятого автора.

Имея в виду всё это, комиссия дала рекомендацию использовать для изготовления скульптур не бронзу (где она предполагается), а современные композитные материалы, которые, с одной стороны, позволят сэкономить средства на изготовление скульптуры, с другой же стороны, не повлияют на авторское вознаграждение. Но в целом на снижение стоимости памятника повлияют радикально.

В конце концов, использование современных материалов – нормальная мировая практика. Многие члены комиссии неоднократно бывали за границей и обращали внимание на то как и из чего там сделаны современные памятники. И уж поверьте, бронза отнюдь не является там обязательным условием.

На вопрос Татьяны Южаниной о том, кому будут принадлежать исключительные авторские права на выбранные для реализации проекты ответила заместитель главы департамента культуры Анна Шакина.

– В положении о конкурсе предусмотрено, что работы победителей остаются в городе, а сами эскизные проекты остаются в Вятском художественном музее. Соответственно, исключительные авторские права скульпторы предоставляют в департамент культуры.

Высказался на данную тему и Сергей Горбачёв.

– Что еще хотел добавить по поводу авторских прав. В связи с тем, что человек получает премию как победитель и передает авторские права, получается, что мы, в общем-то, покупаем его проект. И задача конкурса как раз и состоит в том, чтобы сформировать некий пакет проектов, которые мы сможем впоследствии поступательно воплощать, украшая наш город. Чем строже будут конкурсные условия, тем лучше, ведь мы должны именно украсить город, а не просто насытить его какими бы то ни было скульптурами. Мы прекрасно понимаем, что отобранные нами объекты будут формировать вкус не только наших современников, но и вкус людей будущих поколений. Жестко заданные рамки отбора задают критерии качества тем скульпторам, которые откликаются на наши конкурсы и предлагают подходить к делу более ответственно – не пытаться пристроить какие-то ранее созданные работы, которые долго пылились в мастерской, а создавать произведения искусства специально для участия в конкурсе с учетом его условий.

Самого меня волновал вопрос о том, станет практика конкурсных обсуждений в сообществе профессионалов тотально обязательной для всех скульптурных изваяний, какие бы ни планировалось установить в нашем городе?

На мой вопрос ответил Александр Галицких.

– Нам бы очень хотелось, чтобы так и было всегда, – чтобы в городе ставили не случайные арт-объекты, а те, что будут предложены и приняты и профессиональным сообществом. Но и это еще не всё, важно и участие горожан в обсуждении места, где следует установить ту или иную композицию. 

К слову

По завершении официальной части мы обратились к Сергею Горбачёву с вопросами более общими, нежели подразумевалось форматом встречи.

gor-skulpt-3Антон Касков: Была ли какая-то сложность в выборе трех победителей вместо одного в номинации «Садово-парковая скульптура»?

Сергей Горбачёв: Это очень хорошо, что появилась возможность отобрать большее число победителей. Но я не думаю, что потребность города в городской скульптуре исчисляется всего тремя работами. Просто должен быть какой-то первый воплощенный результат – и тогда можно будет, используя опыт этого конкурса, повторить его еще раз и постепенно насыщать город скульптурой именно в той степени, в какой существует потребность.

А то, что город не украшен, – это очевидно. И в первую очередь его историческая часть, несправедливо забытая. Впрочем, вопрос, где ставить ту или иную скульптуру, в некоторой степени открытый. Проекты, которые мы отобрали в качестве победивших, выполнены профессионалами, они лояльны к городской среде и могут быть установлены в разных местах.

Эмоциональное содержание, известная камерность городской скульптуры придает особый шарм городу в целом, они заставляют людей сильнее любить свой город, даже влияют на оценку качества жизни: когда вокруг красиво, мы по-иному оцениваем то место, где живем.

Более того, такие скульптуры часто становятся опорными сигналами, даже выполняют функцию путеводителей. Я, например, не удивлюсь, если через какое-то время начнут назначать свидания, скажем, у «Дворника»...

Антон Касков: Нужно ли городу Кирову место, на котором бы концентрировались подобные объекты?.. Что-то наподобие Римского форума?

Сергей Горбачёв: Нет, искусственно этого делать не надо. Должна быть естественная потребность – мы должны естественным образом почувствовать, что какое-то определенное место стóит насытить, допустим, теми же скульптурами... А вообще искусственные решения ни в скульптуре, ни в любом другом виде изобразительного искусства не должны иметь место.

Автор: Антон Касков

Фото Татьяны Южаниной

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика