От былины до картины

ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР МОЧАЛОВ СТАЛ НОМИНАНТОМ ВАСНЕЦОВСКОЙ ПРЕМИИ В НОМИНАЦИИ «ПРИЗВАНИЕ»

В июле этого года в Уржуме успешно и даже с определенным размахом прошел очередной – восьмой по счету – Васнецовский пленэр. Его первые итоги были подведены тогда же, в день его завершения, 28 июля: в Уржуме сразу на двух площадках была открыта выставка художественных произведений, созданных участниками пленэра, а председатель комиссии по присуждению премии имени Васнецовых Александр Галицких объявил победителя в одной из двух номинаций – в номинации «Вдохновение».

* * *

mochalov-4Однако главные итоги пленэра традиционно подводятся в декабре в Вятском художественном музее. В это время там открывается выставка лучших работ участников пленэра, а губернатор Кировской области вручает знаки Васнецовской премии и соответствующие призы, объявляет победителя в номинации «Призвание», созданной для поощрения вятских художников.

mochalov-5В этом году номинантом премии имени Васнецовых среди кировских авторов стал заслуженный художник России, один из ведущих кировских художников Александр Мочалóв.

В течение вот уже четырех десятилетий его произведения достойнейшим образом представляют наш регион на различных художественных выставках межрегионального, всероссийского и международного уровня. Ну а каждая персональная выставка Александра Мочалова – mochalov-7подлинно яркое событие в художественной жизни нашего города.

По верному замечанию искусствоведа Ираиды Кувалдиной, заместителя директора по научной работе Вятского художественного музея, в картинах этого интересного автора «нет навязчивого многословия и бытописательства. Монументальный формат холста не включает привычной мизансцены, заполненной mochalov-13бутафорией. Напротив, герои и события предстают предельно обобщенно. Всё это придает картинам Александра Мочалова убедительность былин и лаконизм притч.

Интересно также и то, что обращаясь к той или иной теме, Александр Петрович, как правило, не ограничивается одной-двумя работами – он создает целый ряд произведений, каждое из которых обладает самостоятельностью и в то же время дает интерпретацию интересующих автора событий в их развитии».mochalov-10

Наиболее фундаментальным и значимым в творчестве Александра Мочалова является, по мнению Ираиды Кувалдиной, цикл живописных произведений «Русское», посвященный истории средневековой Руси: «Над картинами этого цикла художник работал более десяти лет, создав двадцать монументальных многофигурных композиций. На данный момент девять произведений этого творческого проекта художника вошли в основной фонд Вятского художественного музея имениmochalov-8 Васнецовых.

Среди произведений цикла «Русское» есть работы, отличающиеся статикой, мелодичностью композиции, – «Князь» (2002), «Мать и дочь» (2002), «Былины. Зачин. Святогор» (2004). Но есть и другие. Так, в композиционное пространство картин «Равновесие» (2005) и «Вращение» (2006) включены фигуры конных воинов, вовлеченных в жестокую схватку. Динамика боя, сложные ракурсы людей и животных, цельность и тонкость цветового конструирования позволили мастеру создать совершенные в композиционном, пластическом и колористическом решении работы, а использование автором дополнительных цветов придает удивительную выразительность гармоничному колориту картин».

* * *

О некоторых особенностях творческой кухни поведал нам за чашкой чая в своей мастерской сам автор.

mochalov-3Антон Касков: Очень интересно, Александр Петрович, Ваше восприятие реализма, ведь именно к реализму Вы относите явно необычную стилистику своих произведений… 

Александр Мочалов: Я не претендую на какую-то абсолютную истину, но мне очень близка позиция Давида Сикейроса, который рассматривал историю искусства как историюmochalov-11 3 развития реализма. То есть романтизм, импрессионизм, классицизм, реализм (в полном смысле слова) – всё это только какие-то стороны одного… Даже абстракция абсолютно реальна – зритель всегда может различить в ней конкретные вещи… Да и вообще, всё, что можно выразить с помощью слова, всё, что можно как-то наименовать, – это же всё реально.

Тем не менее, сам я предпочитаю искать некую середину, в том смысле, что я не готов отказаться от собственноmochalov-11 реалистического изображения, скажем, человека. 

Антон Касков: Очевидно, что Вы художник, умеющий работать в разных стилях, в разной манере. Тем не менее, Вы сосредоточились на одной, чем-то похожей на манеру Модильяни (особенно в портретах). 

Александр Мочалов: Модильяни мне всегда нравился. В некотором роде от него и пошло. Но всё-таки не вmochalov-14 Модильяни дело. Дело в обретении языка. Язык, который кто-то когда-то изобрел, вполне может стать твоим. Не надо стесняться ориентироваться на кого-то. Я открыт всем влияниям – всё моё! Художник должен быть свободен во всем, в том числе и в выборе ориентиров.

Я прекрасно помню тот момент, когда я обрел свой язык. Это был конец 1998 года… Я написал одну картину… Уже не помню какую – да это и неважно. Но я помню свои mochalov-15ощущения – я был поражен… Мол, как это? Это же элементарно! И тут же испугался – я больше так не сделаю. Но прошло какое-то время – и я сделал еще, а потом еще – и пошло, пошло… И я понял, что обрел свой особый язык. Ну а всё, что было до этого, я определяю не иначе, как поиски. 

Антон Касков: Обращает на себя внимание большой формат Ваших картин… 

Александр Мочалов: Даже не знаю, как это объяснить. У каждого художника свое видение. Я, например, оченьmochalov-16 люблю творчество Павла Федотова… Так у него картиночки какие маленькие! Головка персонажа буквально с ноготок, а блик в каждом глазу виден… И трогает до слёз! Почему? Не могу объяснить… Большой формат – это моё. Мне почему-то это надо... Но мало того, что у моих картин большой размер, так мои персонажи еще туда и не помещаются! Им даже в этом размере тесно!

Во мне всегда жило ощущение большого... Помню, в детстве на меня огромное впечатление произвели былины с их троекратными повторениями, особой ритмикой: «Ой ты гой еси, добрый молодец!» Может быть, именно они и сообщили мне это ощущение большого…

Да, пространство – это то, без этого я точно жить не могу. 

Автор: Антон Касков

Фото Татьяны Южаниной, фото картин Александра Мочалова с сайта автора http://www.mochalov-a.ru

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика