«С этюдником по свету»

ЗАГРАНИЦА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ В МУЗЕЕ ИМЕНИ ВАСНЕЦОВЫХ

В Вятском художественном музее продолжается выставка произведений художников XIX – ХХ века «С этюдником по свету».

О содержании этой выставки рассказывает ее куратор Ольга Крупина.

* * *

– Выставка «С этюдником по свету» – тематическая. Ее экспозицию составили произведения из наших музейных фондов, созданные разными авторами, порой никак не связанными друг с другом. Объединила же представленные тут работы тема путешествий.

s-etudnikom-2Изучая фонды и готовя различные выставки, я часто встречала работы очень известных авторов, привезенные из самых разных концов света. Однако ж, эти работы далеко не всегда могли вписаться в постоянную экспозицию, уступая в ней место другим, – тем, что более полно характеризуют творческий метод их создателей. Дело в том, что в путешествии художник зачастую раскрывается совершенно по-иному. И таких «нетипичных» работ набралось довольно много – вот и возникла у меня идея объединить их под общей темой – темой путешествий. 

* * *

Открывается экспозиция произведением известного вятского художника Петра Вершигорова «Диалог» (1973), на котором мы видим изображение этюдника на фоне пейзажа. Собственно, именно это изображение и подсказало название для выставки. Сама же выставка состоит из трех разделов – «Европа», «Азия» и «Черноморское побережье» (Крым и Кавказ).

s-etudnikom-3Первой темой, с которой знакомится посетитель выставки, становится тема Италии, поскольку именно Италия была той страной, куда, начиная с XVIII века, художники-пейзажисты стали приезжать, чтобы запечатлеть тамошние виды. А дело в том, что именно виды Италии считались идеальными для кисти пейзажиста: в них соединяются пышная южная природа и архитектурные памятники –s-etudnikom-4 свидетельства древней истории.

XIX век на этой выставке представляет Италию работами неизвестных художников – тут и колоритные для русских художников образы – типы итальянцев – дети, южные красавицы, и экзотическая яркая природа.

Здесь же мы впервые показываем работу малоизвестного отечественного автора Георгия Лапшина «Итальянский мотив» (1918), которая хранится в наших фондах с 1934 года. На ней отражена очень живая сценка, характерная для итальянских городов, сочно написанная, будто выхваченная из жизни.

s-etudnikom-5Что же касается известных имен, то, разумеется, тему Италии невозможно было представить без произведений Алексея Владимировича Исупова. В Италии он прожил долгие годы и оставил большое «итальянское» наследие.

Его первой большой поездкой по прибытии в Италию стала поездка на остров Капри. Именно этюды с острова Капри мы и представляем в итальянской серии работ Алексея Исупова – более крупное полотно «Капри» (1927) и маленькие этюды, написанные там же, очень солнечные, живые. Особенно интересен среди них «Вход в часовню» (1927 – 1928), где видно, как яркая итальянская природа соприкасается с творением рук человеческих – старинным скальным храмом.

Помимо пейзажей, портретов и жанровых композиций, представлены на выставке и произведения такого редкого жанра, как интерьер. Здесь же, среди произведений, посвященных Италии, есть и работа Григория Чернецова с видом церкви святого Бенедикта в местечке Субьяко. Благодаря мастерству автора мы можем заглянуть внутрь этого храма и даже рассмотреть отдельные детали. 

* * *

Следующая тема выставки – Франция, что вполне естественно, так как именно Франция с середины XIX века становится центром мирового искусства, куда стремятся, как и в Италию, художники всех стран.

s-etudnikom-6Молодые русские художники-передвижники в 1870-х – начале 1880-х годов тоже начинают часто посещать Францию. Тогда же молодой Илья Репин запечатлел окраину Парижа – Монмартр, еще только-только начавший формироваться как артистический центр. Эта его картина 1874 года тоже представлена на нашей выставке.

Представлена Франция и работами Сергея Герасимова, художника уже иного поколения, который учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Аполлинария Васнецова, Абрама Архипова, Константина Коровина. Герасимов замечательный пейзажист, очень тонкий лирик, автор сюжетных картин. В основном мы знаем его по пейзажам Подмосковья, но во время поездки в Париж он написал и несколько работ с видами этого столичного города – они тоже есть на выставке.

s-etudnikom-7Безусловно, интересна одна из ранних картин Кузьмы Петрова-Водкина «Деревенская ярмарка» (1907), созданная словно под первым впечатлением, написанная очень обобщенно, легко и свободно. А запечатлено на ней местечко Урюнь на юге Франции, ближе к границе с Испанией.

Сюда же перемещена из нашей постоянной экспозиции и «Парижанка» (1958) кисти советского художника Юрия Пименова. В этом интересном портрете дан довольно необычный образ Парижа. Перед нами предстает киоскерша – женщина-труженица с проседью в волосах, с усталым лицом, представленная художником в приглушенной цветовой гамме. Она контрастно выделяется на фоне ярких глянцевых журналов, окружающих ее – журналов, по которым и принято создавать образ Парижа.

Однако этот образ отнюдь не является идеологизированной фантазией советского художника. Юрий Пименов, действительно, посетил Париж, хотя и на весьма непродолжительное время – он пробыл там всего несколько часов. С группой советских художников Пименов путешествовал по загранице, а во время одного из перелетов пересадка происходила в Париже. И буквально нескольких часов хватило художнику, чтобы увидеть жизнь этого города, а потом по возвращении создать несколько работ, в том числе и «Парижанку». 

* * *

s-etudnikom-10Суровая природа северной Европы предстает в работе Ивана Платоновича Мешалкина «Норвежское китобойное судно» (поставлена в музей в 1934). Сам Иван Мешалкин автор малоизвестный. К сожалению, ни монографий, ни каких-то небольших статей о нем пока нет, хотя в свое время он и принимал достаточно активное участие в художественной жизни Ленинграда и прожил довольно s-etudnikom-11длинную жизнь (1868 – 1947).

Наш земляк Аркадий Рылóв представлен пейзажем, сделанным Финляндии, и пейзажем предместья Гродно. Любопытно, что если в Финляндию Аркадий Александрович выезжал постоянно, то в Гродно он побывал лишь однажды – по семейной надобности: один из его братьев служил в Гродно в армии, и художник ездил к нему в гости.

Прибалтика представлена у нас такими небольшими, но замечательными работами, как  «Яхты на реке Лиелупе» (поставлена в музей в 1967) кировского художника Алексея Князева и «Старая Рига» (1950) известного советского художника Николая Соколова, одного из кукрыниксов. 

* * *

Северная Америка, хотя и отличается столь же суровой природой, как и Северная Европа, наших художников привлекла совсем не этим.

s-etudnikom-12Александр Дейнека, очень крупный советский автор, в 1935 году совершил большое заграничное путешествие, во время которого посетил и США. Одним из творческих результатов этой поездки стал замечательный урбанистический пейзаж «Самолёты над Нью-Йорком» (1935). На этой картине мы видим современный город, многоэтажки, – что наверное, для глаза советского человека 1930-х еще было чем-то непривычным, – ну и взмывающие ввысь самолеты. Конечно, создается ощущение некоего коллажа, однако, это характерный для Дейнеки стиль – условный, несколько графичный… Но ведь как красиво написано! Мы видим очень динамичную, энергичную подачу темы. Чувствуется какое-то напряжение. И при этом явная изысканность живописи… Интересное произведение.

s-etudnikom-13Сильно контрастирует по содержанию с этим произведением картина Петра Оссовского «Куба начеку» (1961).

Пётр Оссовский художник очень известный, можно сказать, живой классик современного российского искусства, один из столпов «сурового стиля». На Кубе он побывал в 1961 году вместе со своим товарищем (тоже художником) Виктором Ивановым. Они жили в Гаване несколько месяцев, много ездили по окрестностям, застав Кубу как раз в период революционных событий, когда США разорвали с ней отношения. Оссовский создал целую серию работ, посвященных Кубе. Среди них есть и пейзажи, и портреты, и жанровые картины с замечательными кубинками, гуляющими по набережным Гаваны. А есть и такие работы, которые отображают напряженность момента, как та, что представлена на нашей выставке. 

* * *

s-etudnikom-14Второй раздел выставки посвящен Востоку.

Восток привлекал художников с начала XIX века, – начиная со времен наполеоновских походов французские художники едут в северную Африку, на Ближний Восток… А потом и русские художники начинают путешествовать по этим местам, особенно во второй половине XIX века, обращаясь в основном к s-etudnikom-15евангельской тематике. Впрочем, любопытно, что и Греция, находившаяся до 1830 года под властью Османской империи, тоже ассоциировалась с Востоком.

Своеобразным входом в мир Востока стала на нашей выставке небольшая работа Ивана Диомидовича Чашникова, на которой изображены два верблюда, идущих по пустыне. Рядом расположен пейзаж Николая Ромадина «Александрия» (1958) – очень солнечная, яркая картина.

Вообще же, одним из первых русских художников, запечатлевших Египет, был Константин Маковский. Вниманию наших посетителей представлена его работа «Каирская улица» (1870-е). Тему Востока, солнечного и яркого, продолжают работы Алексея Исупова из его среднеазиатской серии – «Самарканд» (1921) и «Чайхана. У пруда» (1920 – 1921). 

* * *

Работами сразу нескольких авторов представлена на выставке Армения. В том числе пейзажем армянского художника Оганеса Зардаряна «Гора Татева». На картине мы видим типичный для Армении горный пейзаж. Это монументальная панорамная композиция, раскрывающая перед нами мощь первозданности, нетронутость, величие этой земли, ее весомость, статику.

s-etudnikom-16Рядом совершенно иной по настроению пейзаж горной Армении «Гора Алагез к вечеру» (1929). На нем запечатлена другая вершина Армении – гора Алагез (или Арагац, как ее сейчас чаще называют).

Сама гора дана художником будто издалека, а чуть ближе расположилось селение . Это весьма лаконичная по живописи картина с очень тонкими и сложными живописными s-etudnikom-17переходами. Принадлежит она кисти молодого тогда еще художника Василия Шеришева и примечательна она тем, что это единственная сохранившаяся живописная станковая вещь этого мастера.

Василий Михайлович прожил достаточно короткую жизнь (1903 – 1940): приблизительно в 1940 году он был репрессирован и погиб, а его творческое наследие сохранилось лишь в лице этой единственной картины. В 1934 году по окончании выставки молодых начинающих художников города Москвы, на которой экспонировалась эта работа, она поступила в наш музей, что, видимо, было вскоре благополучно забыто. Так она и сохранилась до наших дней.

Сведения о самом авторе крайне скупы. Известно, что он окончил ВХУТЕИН и еще будучи студентом впервые побывал в Армении и буквально влюбился в нее. После окончания учебы он переехал туда жить. Работал в основном как театральный художник – оформлял декорации и костюмы к спектаклям. Ни точная дата, ни точное место его гибели, к сожалению, неизвестны. 

* * *

Несколько произведений нашей выставки посвящены Монголии. Среди них и большой панорамный пейзаж вятского художника Аркадия Колчанова «Монголия. Утро» (1976), выполненный под впечатлением от природы Монголии, где Аркадий Михайлович побывал в 1973 году в составе творческой группы советских художников.

s-etudnikom-18Неудивительно, что художник оказался под большим впечатлением от сочных ярких красок монгольских пейзажей, от этих горизонтальных ритмов – всё это так непривычно для нашего северного взгляда!

Еще одна интересная работа, тематически относящаяся к Монголии, – это картина Сергея Колесникова «Монгольский лама» (1918). В нашем музее она экспонируется не впервые, мы ее регулярно включаем в экспозицию ХХ века.

Тема Монголии для Колесникова неслучайна. Он сам был наполовину русский, наполовину монгол – его мать была монголкой. Что же касается картины, то это декоративная по цвету и условная по пластике работа. Пейзаж за спиной ламы одновременно и характерный для Монголии и условный. Это вообще одна из весьма немногих живописных работ Колесникова, поскольку он прежде всего известен как график, и его графические произведения тоже есть в нашем музее. Живописные работы в его творчестве единичны. И одна из них – наш экспонируемый ныне «Монгольский лама». 

* * *

s-etudnikom-20Тема Индии представлена на выставке работами двух мэтров советского искусства – Семёна Чуйкова и Василия Ефанова.

Чуйков трижды бывал в Индии – в 1952, 1954 и 1968 году – создал там огромное количество этюдов, рисунков и выполнил триптих о простых людях Индии, за который получил премию имени Джавахарлала Неру из рук премьер-министра Индии Индиры Ганди.

В советское искусство Чуйков вошел прежде всего как автор картин о жизни своей родины – Киргизии. Самая, пожалуй, известная из его работ – «Дочь Советской Киргизии» (1948). Однако и произведения его индийской серии, безусловно, очень и очень интересны, например, «Дети Мадраса» (1968) или «Женщина с кувшином» (1954).

Василий Ефанов, известен прежде всегоs-etudnikom-19 портретами членов политбюро, военачальников, картинами с заседаний правительства… Однако есть у него и лирические портреты, и камерные. Как известный советский художник он много путешествовал. У него есть серия работ сделанных в Италии, во Франции, в Испании…

Поездка же в Индию стала одной из первых его дальних зарубежных поездок. Во время этой поездки он сделал множество работ этюдного плана среди них и серия «Народные типы Индии». Бóльшая часть этих произведений хранится в собрании Третьяковской галереи, но некоторые из них находятся и в других музеях России, в том числе и в нашем… Это очень тщательно написанные произведения, например «Индус в красном» (поставлена в музей в 1960), «Индус в черной чалме» (1959), «Женщина из Доржалинга» (поставлена в музей в 1960) – видно, что мастер прекрасно владеет и цветом и формой.

s-etudnikom-21Очень экзотична работа Петра Смолина «Деревня в Пакистане» (1956). Крайне интересно, что выполнена она не маститым советским художником, а студентом пятого курса Суриковского художественного института. Как пятикурсник оказался на практике в Пакистане – непонятно.

В будущем Пётр Александрович стал работать в несколько ином ключе: был близок к левой линии развития советского искусства, а здесь мы видим живописную жанровую сценку, колоритную, очень интересного формата, чем-то напоминающую «Каменный век» Виктора Васнецова. 

* * *

s-etudnikom-22Завершает выставку тема Черноморского побережья, Кавказа и Крыма, который начиная с конца XIX века становится излюбленным местом пребывания и поиска вдохновения русских писателей, музыкантов, актеров и художников.

В этой части экспозиции можно увидеть крымские работы Николая Хохрякова, «Дом в Кутаиси» (1979) Петра Вершигорова, «Приморские s-etudnikom-24домики в (Крыму) Ялте» (1900-е) Николая Клодта, «Развалины генуэзской крепости» (1957) Петра Покаржевского…

Очень живописный уголок Грузии запечатлен на картине Дмитрия Тархова – такой милый городской, даже лирический, пейзаж… Однако перед нами предстает не просто пейзаж, а одно из мест революционной деятельности Иосифа Сталина, и называется картина «Авлабарская подпольная типография» (1938). Впрочем, в наши дни от ее идеологической нагрузки уже практически ничего не осталось. Мы просто любуемся тонко исполненным, по-южному светлым лирическим пейзажем. 

Всего вниманию зрителя представлено более 60-и работ 36-и авторов.

С 14 сентября по 8 декабря, выставка «С этюдником по свету», Вятский художественный музей имени братьев Васнецовых, ул. К. Маркса, 70. 

Автор: Антон Касков (литературная обработка материала)

Фото Татьяны Южаниной

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика