Краеведение

Сергей Луппов: под парусом своего времени

3 сентября 2013 года исполнилось 120 лет со дня рождения художника Сергея Михайловича Луппова (1893 – 1977).

Родился будущий живописец в городе Слободском, в купеческой семьe. Его художественные способности проявились еще в годы учебы в Слободском реальном училище, где их заметил преподаватель графических искусств Пётр Дульский (1879 – 1956 ), впоследствии известный искусствовед и музейный деятель.

* * *

luppov-2В 1912 году Сергей Луппов поступил на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где учился у таких преподавателей, как Николай Касаткин (известный художник-передвижник младшего поколения, мастер жанровой картины), Аполлинарий Васнецов (у него Луппов занимался в пейзажном классе), Абрам Архипов и Константин Коровин.

В марте 1917 года Сергей Луппов окончил полный курс и был удостоен звания художника первой степени, получив право на заграничную командировку (обычно в Европу с конечным пунктом в Италии). Изначально такие заграничные пенсионерские поездки предоставлялись лишь выпускникам Академии художеств, но уже в начале ХХ столетия лучшие выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества тоже были наделены таким правом.

Как бы то ни было, осуществить поездку Луппову не удалось, и он возвратился на родину, в город Слободской. Там он и проживал с 1917 по 1923 год.

В это время вокруг художника сплотились местные любители искусства. В общении родилась идея создать художественную студию. Реализовать проект удалось в 1919-м.

Созданную студию могли посещать все желающие в возрасте от 10 лет. За четыре года работы в студии прошли обучение больше ста учеников, из которых наиболее способные продолжили художественное образование в Вятке, Москве, Петрограде, было подготовлено и несколько преподавателей для школ города и Слободского уезда.

В числе Лупповских учеников-студийцев был и будущий известный уральский художник и преподаватель Свердловского художественного училища Фёдор Шмелёв (1899 – 1991). Помогала народная студия раскрыть и другие таланты – постепенно ее неотъемлемой частью стали струнный оркестр и любительская группа театра, а выставочная деятельность стала регулярной.

* * *

luppov-5Осенью 1919 года Сергей Луппов приехал Москву – закупить кисти и краски, а вернулся с подарком от Наркомпроса: привез 30 картин для музея. Впрочем, есть основания полагать, что Сергей Михайлович изначально поехал в Москву отнюдь не только за кистями и красками… Еще только создавая студию, он, скорее всего, предполагал, планировал или мечтал о собственном музее для города Слободского. К тому же и обстоятельства сложились благоприятные: политика советских властей того времени в области культуры подразумевала поддержку провинциальных музеев.

Более того, у власти в сфере изобразительного искусства находились тогда представители левого направления, стремившиеся как можно основательнее продвинуть искусство авангарда на территории России. Таким образом, Луппов оказался в Москве в очень удачный момент, и для организации музея ему были выделены работы ведущих художников русского авангарда, в том числе работы Ольги Розановой, Любови Поповой, Алексея Моргунова... Однако наряду с картинами художников-беспредметников в Слободской попали и произведения предметной живописи – работы художников начала ХХ столетия – Михайловского, Синезубова… Так в Слободском был открыт художественный музей со своей небольшой, но значимой коллекцией русского авангарда.

В это же время происходят изменения и в личной жизни художника. В Слободском он встречает свою большую любовь, которая вскоре становится его женой – Ольгой Сергеевной Лупповой – и любимой моделью: с 1918 года Сергей Михайлович написал немалое количество ее портретов.

* * *

В 1923 году Сергей Луппов переехал с семьей в Москву. Там он продолжил писать светлые, жизнелюбивые картины, преподавал графические искусства в школе комсостава РККА, участвовал в выставках.

luppov-4В этот период своего творчества Луппов начинает создавать картины на темы новой жизни советского народа – его полотна отражают массовые акции во время советских праздников, будни рабочих или жизнь красноармейцев. Достаточно много картин было создано им специально для оформления интерьеров различных домов культуры, санаториев и т.п.

Сергей Луппов одним из первых начал активно разрабатывать тему советского спорта и советского балета. Он неоднократно писал Майю Плисецкую, одна из таких его поздних работ хранится в Слободском музее.

В то же время для себя, для души он создает большое количество портретов, как правило, на заказ, потому в частных коллекциях сохранилось довольно много его произведений.

Еще одна любимая тема Луппова – обнаженная натура. Это опять же то, что писалось им для души, для поддержания себя как художника в хорошей форме.

* * *

К новым формам организации современного искусства Сергей Луппов был вполне лоялен. В 1923 – 1929 годах он деятельный член Ассоциации художников революционной России (впоследствии Ассоциация художников России), Общества московских художников, (1924), Московского товарищества художников (1924) и наконец, с 1932 года член Союза художников СССР и Московского союза художников. Мастерская Сергея Луппова находилась там же, в Москве, на Верхней Масловке.

* * *

luppov-3Характеризуя творчество Сергея Луппова, следует отметить, что в свое время он получил очень хорошую подготовку в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он искусно владел той пластикой живописного письма, которой отличалась московская живопись начала ХХ века, свободная, широкая, сочная...

Здесь Луппов стоит в одном ряду с такими своими земляками и современниками, как Алексей Исупов и Владимир Деньшин, работам которых присущ широкий свободный мазок, живописность, любовь к русской природе, к народной культуре, увлеченность пейзажем… Все они учились примерно в одно время и развивались в одних и тех же традициях, лишь потом начиная приобретать свою собственную творческую неповторимость.

Художником Луппов был очень вдумчивым: работая над большими картинами, он всегда очень долго продумывал их решение, создавая несколько вариантов эскизов и собирая богатый этюдный материал. Высота уровня его мастерства владения профессиональной техникой едва ли может быть поставлена под сомнение. Однако вместе с тем творчество Луппова не отличалось ровностью, и наряду с хорошими и очень удачными работами у него есть и весьма неудачные.

* * *

Как бы то ни было, Сергей Михайлович так и не вошел в число советских художников первого плана. Будучи человеком очень мягким, он не имел того пробивного характера, который необходим для этого. Наверное, потому не всегда помнили о нем даже в профессиональной среде… За всю свою долгую жизнь Луппов только однажды удостоился персональной выставки – в 1968 году.

Тем не менее, еще при жизни этого, безусловно, интересного автора, находились подлинные ценители его творчества. Одним из них стал Игорь Витальевич Савицкий (1915 – 1984), «среднеазиатский Третьяков», создатель и первый директор Каракалпакского музея в городе Нукусе (Узбекистан). Создавая этот музей, Савицкий собрал для него роскошную коллекцию произведений незаслуженно забытых художников первой половины ХХ века.

Это были авторы, завершившие учебу лишь перед самой революцией и не успевшие войти в большое искусство дореволюционной России, либо авторы, учившиеся в 1920-х во ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе и сформировавшиеся еще до начала господства соцреализма. Это были художники, чьи живописно-пластические поиски не совпадали с соцреалистическим методом, художники, творившие тихо, выставлявшиеся мало…

В числе вывезенных Савицким работ было и большое количество картин Луппова. Сколько их было точно, никто не считал, но родственники художника утверждают, что очень много, причем лучших картин. К сожалению, они до сих пор не опубликованы… В альбоме, посвященном Каракалпакскому музею, упоминаются каталожные данные только двух произведений Луппова.

* * *

В качестве небольшого отступления отмечу, что творчество Сергея Луппова до сих пор не изучено и не осмыслено полно. До сих порт нет монографических изданий, альбомов, посвященных исключительно этому автору. Есть только два каталога – один каталог его прижизненной выставки (вышел в 1970), другой – каталог выставки работ Луппова 1994 года, которая проходила у нас здесь в выставочном зале. Это была выставка работ, предоставленных семьей художника и отдельными частными коллекционерами. Она, разумеется, не была полной, представляя собой лишь определенный срез творчества Сергея Михайловича.

* * *

Что касается Вятского художественного музея, то в его фондах хранится две живописные работы Сергея Луппова – «Портрет жены» (1918) и «Спорт» (1930). Кроме этого, музей располагает несколькими десятками этюдов, эскизов, подготовительных работ Сергея Луппова. Среди них есть менее оконченные, более оконченные, но все они хорошо показывают его метод работы, все они очень интересны, соответствуя и времени, и эпохе их создания. Часть этих работ нуждается в реставрации, что станет делом нескорым, – будучи выполнены в своеобразной технике – маслом на бумаге – они требуют особого подхода и к хранению, и к реставрации.

Помимо Вятского художественного музея, картины Луппова находятся в Государственном Русском музее, Центральном музее вооруженных сил России, Государственном музее революции, Троице-Сергиевой Лавре, а также в галереях и музеях Иркутска, Саратова, Пензы, Челябинска, Орла, Костромы, Кургана, Брянска, Таганрога, Одессы, Алма-Аты, Нукуса и других городов.

В числе наиболее известных полотен Сергея Луппова «Утро» (1917), «Траур» (1919), «Портрет О.С. Лупповой у ручья» (1921), «Отдыхающие рабочие» (1924), «Стачка на заводе Гужон в 1905 г.» (1925), «Физкультурные игры на стадионе. 1927», «Водная станция. 1937», «Пловчиха. 1951», «Баскетбол. 1951», «Парусный спорт. 1961», «Премирование ударниц-текстильщиц комбината «Красная роза» (1936), «Купальщицы. Воробьевы горы» (1949), «Черемуха на берегу» (1959), «Художник пишет модель» (1967).

Автор: Ольга Крупина, искусствовед, заведующая отделом Вятского художественного музея

Фото предоставлены автором

 

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика