Краеведение

«Третий этаж»: от Вятки до Гринландии

Писательский дебют Александра Грина состоялся в 1906 году, а в 1908-м вышла первая книга его реалистических рассказов под названием «Шапка-невидимка». 

Главными героями многих вошедших в эту книгу произведений стали эсеры. И это не случайно. В 1902 – 1903 годах Александр Степанович сам состоял членом этой партии, и даже два года отсидел в Севастопольской тюрьме за свою революционную деятельность.

dom-mysh-2

К эсеровскому циклу наряду с рассказами «Марат», «Карантин», «В Италию», «Апельсины», «Маленький комитет» относится и рассказ «Третий этаж», написанный, по мнению кировского краеведа Александра Ревы, на вятском материале. В буклете «Грин и Вятка», изданном в Кирове в 1980 году, Александр Васильевич отметил: «Еще больше «вячкого» в реалистических произведениях Грина... Это прежде всего социальный протест против античеловеческих событий в годы реакции (осуждение казней в рассказе «Игрушка») и эпизод из революционной борьбы с царизмом (рассказ «Третий этаж»)».

К сожалению, выдвинув гипотезу, Александр Рева документально ее никак не подтвердил.

Тем не менее, известно, что 18 декабря 1905 года в Вятке произошло вооруженное выступление дружины крестьянского Союза, организованное эсерами. Часть дружины, вооруженная винтовками, засела в здании городской водокачки, другая часть пошла на выручку первой но, встретившись с правительственными частями, забаррикадировалась в доме Мышкина на Кикиморской улице (ныне ул. Водопроводная, 32). Солдаты окружили дом, завязалась перестрелка. С той и другой стороны были убитые и раненые. Оставшиеся в живых дружинники сдались и были преданы суду. 

* * *

И все же интересно, как Грин мог узнать об этом событии, ведь в то время он жил в Петербурге?

Ответы могут быть следующие. Во-первых, после очередного ареста (январь 1906-го) Грин находился в петербургских «Крестах», там его навещала сводная сестра Наталья Степановна, которая и могла рассказать брату о революционных событиях в Вятке. Во-вторых, в июле 1906 года Александр Степанович сам нелегально приезжал в Вятку, где мог услышать о случившемся. В-третьих, о бое у дома Мышкина Грин мог прочитать в газетах.

Дата написания рассказа (1907) не противоречит этому. Любопытно и то, что после первой публикации в первом номере журнала «Неделя «Современного слова» за 1908 год в мае того же года «Третий этаж» появляется в газете «Вятская речь». 

* * *

Так о чем же писал Грин в этом произведении? О героической смерти трех революционеров – Мистера, Барона и Сурка. Таковы их подпольные клички. Настоящих фамилий автор нам не сообщает.

Окруженные солдатами революционеры отстреливаются из окон квартиры, в которой оказались случайно. И вот наступают последние минуты их жизни. В этот самый трудный в жизни каждого борца момент, когда должны проявиться все его лучшие качества, его убежденность, его вера в величие тех идей, за которые он борется и умирает, – все три героя чувствуют себя чужими друг другу. Каждый занят своей судьбой, озадачен своей участью, их объединяют только стены комнаты, но не общая идея, не общая борьба.

Сурок, плотный мужчина с окладистой бородой, очевидно, из крестьян думает о семье, о том, что больше никогда не увидит жену и дочку: «Там за чертой города, среди полей и шоссейных дорог – его жена. Любимая, славная. И девочка – пухленькая, смешная, всегда смеется. Белый домик, кудрявый плющ. Блестящая медная посуда, тихие вечера. Никогда не увидеть? Это чудовищно!.. О, как страшно, как тяжело умирать!»

У Мистера, образованного человека, побывавшего в Англии, свои мысли. Он думал «о том, что умирает, еще не зная хорошенько, за что: за централизованную или федеративную республику. Так как-то сложилось всё наспех, без уверенности в победе. Среди жизни, полной борьбы за существование и политической агитации».

Барон просто плачет: «Отчего я должен умереть? А? Отчего?» Его жизнь была скудная, бедная, без любви и ласки. Но умирать он не хочет.

Солдаты выкатывают пушку. Осажденные понимают, что это конец, что спасения нет. Но в эти минуты последнего затишья они от уныния переходят к воодушевлению: «Будем бесстрашны... Мы умрем, как честные граждане!» – восклицает Сурок. «Конечно, – шепчет Мистер. – Руку!» Но это всего лишь красивые слова, а в душе у них по-прежнему царит животный страх: «Они жмут друг другу холодные, сырые руки, бешено сдавливая пальцы. (…) Каждый понимает другого. Но ведь никто не узнает ни мыслей их, ни тоски. Правда не поможет, а маленький, невинный обман – кому от него плохо?»

«Трусы они или нет, кто знает? – думает Барон. – Жизнь их ему неизвестна. А слова их – красивые, стальные щиты, которые не пробить истерическим криком и не добраться до сердца. (…) И он умрет всё равно, сейчас. А если, умирая, крикнет те же слова, что они, кто узнает мысли его, Барона, его отчаяние, страх и тоску? Никто! Он плакал? Да! Но плакал просто от боли.

– Да здравствует Родина! Да здравствует свобода!

Три голоса слились вместе. И души, полные агонией смерти, в тоске о жизни и счастье судорожно забились, скованные короткими, хриплыми словами». 

* * *

Повстанцы погибли. Но погибли не идейные фанатики, не герои-сверхчеловеки, погибли обычные люди, которым было, чем дорожить в жизни.

Ко времени написания рассказа «Третий этаж» Грин уже разочаровался в эсерах, потому и ставит человеческое выше идейно-абстрактного, потому и сочувствует людям, оказавшимся заложниками своих собственных методов борьбы.

Вскоре тема революции, террора и вовсе перестала интересовать писателя. Своих новых персонажей он переселил в прекрасную страну Гринландию и наделил их качествами, присущими идеальным героям: мужеством, добротой, упорством, смелостью, любовью к ближнему, а главное – внутренней гармонией. 

Автор: Маргарита Махнёва

Фото Татьяны Южаниной

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика