Краеведение

Алексей Деньшин: человек, воскресивший Дымку

В начале ХХ века только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки в слободе Дымкове. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц. В тот критический момент решающую роль в судьбе всего промысла сыграл вятский художник-пейзажист Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948).

* * *

С 15-летнего возраста увлекался Деньшин творчеством мастериц, сумев разглядеть в их работах настоящее искусство.

densh-2

После Октябрьской революции 1917 года Деньшин активно занимался изучением и пропагандой дымковского промысла. Боясь его утраты и пытаясь привлечь к нему внимание новых властей, художник создает альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926), вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами.

Ценной частью упомянутых изданий стали не только текстовые материалы по истории промысла, но и цветные иллюстрации, на которых изображены игрушки, точно скопированные с подлинников. Именно эти зарисовки Алексея Деньшина явились впоследствии незаменимым материалом для изучения традиций промысла мастерицами всех поколений, ведь сама тогдашняя игрушка, создаваемая для забавы ребятишек, расписанная недолговечными красками, «жила» недолго.

Не ограничиваясь изданием альбомов, художник собирал и отвозил в Москву и Петроград первые коллекции дымковских игрушек. И наконец, благодаря его усилиям широкая общественность страны узнала о вятском дымковском промысле, который пережил самые трудные времена. Более того, в 1930-х годах промысел стал очень популярным: о дымке появились многочисленные публикации, столичные музеи закупали целые коллекции игрушек, дымка приняла участие во Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. 

* * *

Развивая кипучую деятельность по возрождению промысла, Алексей Деньшин сумел заинтересовать этим искусством молодежь и вместе с тем вернуть в промысел старых и опытных мастериц, таких, как Елизавета Кошкина (1871 – 1953) и Елизавета Пенкина (1882 – 1948), а старейшей мастерице Анне Мезриной в 1934 году была даже назначена персональная пенсия.

Тогда же, в 1930-х годах, благодаря стараниям Деньшина кировские художники берут дымковский промысел под опеку, и мастерицы получают возможность сдавать игрушку в Товарищество «Кировский художник».

Под руководством Деньшина в 1939 году бригада мастериц приняла участие в оформлении зала Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Как отмечал сам Алексей Иванович, «оформление зала произвело в Москве большой эффект своей оригинальностью, красочностью и новизной применения элементов народной игрушки в архитектурном оформлении зданий». Это декораторское новшество существенно расширило творческие возможности традиционного промысла, показало его способность успешно выходить за рамки круглой скульптуры в плоскостное решение. Так родился дымковский рельеф, который прочно вошел в арсенал дымковских мастериц второй половины ХХ века.

* * *

Великая отечественная война нанесла большой удар по дымковскому промыслу. Кировское товарищество художников, к которому относились дымковчанки, было распущено, мастерицы остались без работы. Казалось, что в такое тяжелое время игрушки не нужны. Но вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом. В местных магазинах среди эвакуированных возник большой спрос на нее, и в 1942 году производство игрушек было возобновлено.

densh-3

В 1943 году, переломном в ходе войны, произошли и события, важные и для дымковского промысла: во Всесоюзном конкурсе детской игрушки дымковские мастерицы под руководством Деньшина получили первую премию, а 9 июля того же года мастерицы Кошкина, Пенкина и Коновалова стали членами Союза художников СССР. Кроме того, было принято решение возобновить в промысле ученичество.

Уже в следующем, 1944-м году Всесоюзное кооперативное товарищество «Художник» определило статус дымковской игрушки как экспортный, что обязывало усилить контроль над качеством игрушки и стимулировать художественно-творческую инициативу мастеров.

* * *

В ближайший послевоенный период возрождающаяся страна вновь обратилась к радостному творчеству дымковских мастериц, выделялись финансы на улучшение условий их труда, на обучение молодежи. Но печальные события омрачают это время: уходит из жизни старшее поколение мастериц и… Алексей Иванович Деньшин.

Но за сделанное им почти в одиночку великое дело – за возрожденный дымковский промысел – можно уже не опасаться. Другие вятские художники подхватили эстафету ответственности за судьбу промысла. И теперь, в начале ХХI века дымковский промысел продолжает развиваться, сохраняя свои древние традиции. Сегодняшнее поколение дымковских мастериц, а их около 30-и, работает в своей собственной организации – «Союз художников России – «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». Среди них есть заслуженные художники России и члены Вятского отделения «Союза художников России».

Дымковский промысел располагает своим выставочным залом и музеем, в которых для заинтересованным детей и взрослых проводят экскурсии и мастер-классы, знакомят посетителей с мастерицами и их творчеством, а в специализированном магазине «Дымковская игрушка» любой желающий может приобрести настоящий символ Вятки – расписную дымковскую игрушку.

Автор: Надежда Менчикова, искусствовед, член СХР, руководитель «Студии ремёсел»

Фото Татьяны Южаниной

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика