Краеведение

На улице 17-го года

КИРОВСКАЯ ДИОРАМА – УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ИСКУССТВА 

Как бы ни относились мы к социально-политическим событиям 1917 года, они навсегда останутся нашим историческим и культурным наследием, наследием если не уникальным, то уж точно стоящем в ряду немногих ему подобных. Да и вообще, стоит ли открещиваться от того, из чего можно и должно извлечь пользу! Полагаю, что не сделаю преувеличения, если скажу, что 1917 год – это культурный бренд России, подобно тому, как год 1789-й – культурный бренд Франции.

Да, наш путь – это очищение, но очищение не через забвение, а через освобождение от всевозможных политических и идеологических спекуляций. Наш путь – это сохранение и продвижение культурно-исторических ценностей, связанных с эпохой, когда, по образному замечанию поэта Пала Когана, «звенела и дымилась, на берег рухнувши, вода».

И у нас, в Кирове, есть такие ценности! Недаром наша кировская диорама «Установление Советской власти в городе Вятке» (1977) считается подлинно уникальным произведением искусства.

Но сначала «немного истории».

Историческая канва

Сообщение о победе вооруженного восстания в Петербурге пришло в Вятку 27 октября 1917 года. Срочно собравшийся Вятский комитет РСДРП(б) приветствовал эту весть и принял воззвание к рабочим, солдатам и крестьянам, известив их о свержении Временного правительства и о переходе власти в руки Советов, призвав к поддержке Советского правительства. Противниками большевизации Вятки выступили доминировавшие в исполкоме Вятского Совета эсеры и меньшевики, а также заседавшее в это время губернское земское собрание.

diorama-5Создалась сложная ситуация.

Для руководства борьбой большевиками 12 ноября 1917 года был создан Военно-революционный комитет, в который вошли Иван Деришев, председатель Вятского ВРК, Василий Лалетин, председатель Вятского городского парткомитета, Михаил Попов, председатель Вятского городского Совета рабочих и солдатских депутатов, и др.

23 ноября Военно-революционный комитет в здании городского театра созвал митинг рабочих и солдат Вятки, участники которого заявили о поддержке Советского правительства. А 25 ноября, в 18 часов, в Народном доме открылось заседание Вятского Совета рабочих и солдатских депутатов. Проходило оно бурно и продолжалось до 8 часов утра следующего дня.

Во вновь избранном Совете эсеры и меньшевики оказались в меньшинстве, и все же продолжили отчаянно сопротивляться проведению большевистской линии. Когда же, наконец, была принята резолюция о передаче власти в руки Советов, они в знак протеста покинули заседание. В результате Совет избрал большевистский исполком.

Однако победа большевиков еще не была окончательной, и 30 ноября городской комитет РСДРП(б) и исполком Вятского Совета решили провести вооруженную демонстрацию рабочих и солдат города, чтобы показать единство, решимость и силу трудящихся.

1 декабря, в 12 часов, возглавляемые руководителями городской партийной организации и исполкомом Совета рабочие и солдаты вышли на улицы Вятки.

На улице 17-го года

Собственно, события декабрьской демонстрации и послужили темой для кировской диорамы. В частности передан момент, когда две колоны демонстрантов, двигавшихся с востока и с севера, встретились на углу улиц Спасской и Николаевской (ныне улицы Дрелевского и Ленина).

Улицы в движении, на них бурлит напряженная, богатая событиями жизнь…

diorama-6Прямо по направлению к зрителю со стороны реки Вятки по улице Спасской движется колонна рабочих, слева, по улице Николаевской, – колонна революционных солдат 106-го полка. Над колоннами алеют транспаранты: «Вся власть Советам!», «Земля крестьянам!».

Здесь, на перекрестке, политические противники большевиков напали на демонстрацию: на крыше магазина Кардакова видны вооруженные люди, кто-то из демонстрантов покачнулся, упал на колено солдат-барабанщик… Охраняющие колонну солдаты открыли ответный огонь: вот уже разбито окно на втором этаже, стена над ним выщерблена пулями...

Интересны многочисленные эпизоды, изображенные на холсте. То в одном, то в другом окне мелькают лица обывателей, с интересом наблюдающих за происходящим. В правой части диорамы революционные матросы остановили лошадь с повозкой, из которой с опаской выходит пожилой чиновник. Чуть дальше женщина с двумя мальчиками-гимназистами старается скорее преодолеть не только холодную, но и явно небезопасную улицу. А слева у обстреливаемого магазина настоящая сумятица: шествие колонн определенно нарушило планы многих прохожих.

Знание и сила

Кто же стал автором этого грандиозного проекта?

Это прежде всего художники Студии имени Митрофана Борисовича Грекова заслуженный деятель искусств РСФСР Аркадий Иванович Интезаров (1909 – 1979) и заслуженный художник РСФСР Николай Николаевич Соломин (р. 1940).

К началу создания кировской диорамы Аркадий Иванович уже имел опыт подобной работы, более того, он был человеком, знавшим и глубоко понимавшим уклад старой России.

Увы!.. Тяжелая болезнь помешала ему довести свой труд до конца, так что Николаю Соломину пришлось заканчивать диораму практически в одиночку.

Работа над кировской диорамой стала поистине звездным часом Николая Соломина.

Отец Николая Николаевича Николай Константинович Соломин тоже был художником и смог передать сыну множество специальных знаний. Академические же познания Николай Николаевич получил в Художественном институте им. В.И. Сурикова.

Придя в коллектив Студии военных художников имени М.Б. Грекова, Николай Соломин не стал баталистов в прямом смысле этого слова. Свои патриотические чувства и мысли, связанные с нашей армией, он главным образом выразил в картинах, показывающих ее жизнь в мирное время.

Точное попадание

Ему было 35 лет, когда в Студию имени Грекова пришел заказ на выполнение большой диорамы для города Кирова. Работа сразу началась с хороших отношений с кировчанами, с желания увидеть и понять далекую Россию на переломе двух социальных эпох, пережить сердцем и донести до современников романтический пафос революционных дней.

Традиции диорамного искусства грековцев, в большинстве своем писавших в чистом виде баталии, в данной работе нуждались корректировке. Диорама должна была получить не столько видовое зрелищное развитие, сколько углубленный анализ события в его психологическом аспекте. И здесь особенности творчества Николая Николаевича пригодились как нельзя более.

Работа над диорамой захватила живописцев. Используя весь свой профессиональный опыт, они сумели дать достойное художественное воплощение историческому событию, написав полотно в лучших традициях русской и советской реалистической живописи.

Узнать – понять

Не у холста началась работа над созданием диорамы, а в архивах, в подготовительном исследовании, во встречах с участниками событий и старожилами, сохранившими многое в своей памяти; с изучения улиц города, со знакомства с его жителями, с которых впоследствии было написано большое количество этюдов. Реконструируя в своем воображении облик старой Вятки в дни революционных событий, художники остановили свой выбор на двух улицах – Николаевской и Спасской, пересечение которых стало основным местом для композиционного центра изображения. Изучение этих улиц с их характерными архитектурными особенностями, определенным цветом зданий и бытовыми деталями вплоть до вывесок над торговыми лавками было проведено художниками досконально. Они действительно воспроизвели на полотне исторический облик города.

Но самым важным этапом работы явилось осмысление революционных событий, происшедших в ноябре-декабре 1917 года. Авторам необходимо было выбрать наиболее напряженный и драматический эпизод.

Глубокое изучение исторического материала помогло не только точному выбору момента действия, но и удивительно органичному композиционному решению диорамы. Находясь на смотровой площадке, зритель как бы открыл дверь дома на пересечении улиц и стал свидетелем демонстрации, которая решила судьбу Советской власти в Вятке.

Более 150 участников демонстрации написано художниками. Многие из них портретно достоверны: видные партийные деятели, представители передовой интеллигенции Вятки тех лет. Для исторического полотна, каким является эта диорама, подлинность изображаемого – одно из главных условий ее создания.

Эффект присутствия

Цельность общего композиционного замысла не помешала художникам развернуть на полотне множество эпизодов, которые не дробят композицию, а служат усилению эффекта бытовой достоверности изображенного.

Известно, что в диорамно-панорамном искусстве большую роль играет предметный план. В этой диораме он является не только связующим звеном между изображением на полотне и зрителем, но и характеризует бытовой аспект времени.

В правой части диорамы совсем рядом со зрителем стоит театральная тумба с многочисленными афишами звезды немого кино Ольги Вознесенской, поверх которых наклеены подлинные листовки – революционные воззвания. В левой части находятся настоящие сани, и незаметна граница, где они переходят в живописный холст. Это не иллюзорный трюк, а высокий профессионализм, который требует от художника создать эффект присутствия зрителя в изобразительном пространстве.

Предметный план дан намеренно скупо, заставляя сосредоточить внимание на самом холсте, а специальное освещение, равномерно распределяющее свет по поверхности полотна, порой и вовсе стирает грань между ними.

Главное же, что определяет диораму как художественное произведение, зависит от того, насколько мастерски умеет найти ее автор форму и изобразительный язык разговора со зрителем. Диорама «Установление Советской власти в городе Вятке» – пример такого состоявшегося диалога художника с каждым зрителем.

Диорамное полотно «Установление Советской власти в городе Вятке», Музейно-выставочный центр «Диорама», ул. Горького, 32.

Автор: Антон Касков

Фото Татьяны Южаниной (фрагменты диорамы)

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика