Краеведение

История женщины в ее красоте

ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АЛЕКСАНДРА ГРИНА

Часто перед писателями встает непростая задача, которая, впрочем, отнюдь не относится к числу основных, однако без ее решения гармоничность целого произведения может стать невозможной. Задача эта – создание женского образа.

Известный писательский ход – попытка через внешность героини передать проявления ее характера. Как раз об этом приеме скептически отозвался Александр Грин (роман «Джесси и Моргиана»): «Еще никто не дал увидеть женщину с помощью чернил или типографской краски. Случается изредка различить явственно лоб, губы, глаза или догадаться, как выглядят за ухом волосы, но более того – никогда. Самые удачные иллюстрации только смущают; говоришь: «Да, она могла быть и такой», – но ваше скрученное или разбросанное впечатление всегда иное, хотя бы оно было бессильно дать точный образ».

zh-kr-2

Однако неслучайно именно Александр Грин стал автором неподражаемых описаний женской индивидуальности: поиск разгадки красоты, не только внешней, но и внутренней, – одна из ведущих тем его произведений. Грин не дает подробного описания внешности своих героинь при первом же знакомстве читателя с ними, а постепенно вплетает их образы в ход своего повествования.

Порой ему удается одной фразой дать особую характеристику, как бы оставив за читателем право домыслить образ самому. Так, Эгль говорит Ассоли: «Я не знаю кто ты, кто твои родители. И как ты живешь. К чему нарушать очарование? Я занимался сидя на этом камне сравнительным изучение финских и японских сюжетов…как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты… такая как есть…» Сказано немногое, но читатель уже может ассоциировать Ассоль с бегущим ручьем.

О Джесси из «Джесси и Моргианы» автор упоминает еще короче: «Пусть она будет просто девушка».

Среди «просто девушек» Грина нет глупеньких простушек, хотя и особыми талантами Грин своих героинь не наделяет: « Джесси любила музыку, сама же играла плохо, но ничуть не терзалась этим. Ни попыток рисовать, ни тщеты настрочить стихи и никакого подобного тому любительского зуда не было у нее, как будто природа, утомясь творить сложные существа, не знающие, что делать с собой, захотела отдохнуть…»

Девушки из произведений Грина просты, но такой простотой, к которой других приводит лишь трудный и болезненный опыт. Происходит же эта простота, а вместе с ней и особое – мудрое и проницательное – отношение к жизни от особых знаний, которыми Грин наградил своих героинь.

Так, Тави «принадлежала к тем немногим поистине счастливым натурам, для которых всё в мире так же просто, как их кроткое благодушие, аэроплан, бабочка, едва ли сильно разнились… разве лишь тем, что у бабочки нет винта»; характеристику Анни Грин дает устами домового, уподобив ее сначала маленькому дикому цветочку, выросшему в щели подоконника: «Для нас домовых есть прелесть в том, что сближает людей с нами. Она пыталась ловить рыбу руками в ручье, стукала по большому камню, слушая, как он долго затихая звенит, и в ее груди пел лес, и смеялась, если видела на стене желтого зайчика. Не удивляйся, – в этом есть магия, великое знание прекрасной души…» Ассоль «знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка. Бессознательно, путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирно-тонких открытий, невыразимых, но важных как чистота и тепло». В понятие красоты Джесси природа вложила свет и тепло, давая простор лучшим чувствам всякого смотрящего на нее человека; Молли «обладала живым воображением и страстью обставлять воображаемые дворцы по своему вкусу: уж если мечтать, то мечтать…»

zh-kr-3

Другой чертой, присущей героиням Грина является чувство собственного достоинства, причем врожденное. Оно-то и окружает этих простодушных созданий незримой защитой от суетливого мира. Биче Сениэль Грин дает такую характеристику: «Среди экипажей, родственников, носильщиков, гор багажа и треска колес я увидел акт величайшей неторопливости, верности себе до последней мелочи… так неподражаемо, безупречно и картинно произошло сошествие по трапу неизвестной молодой девушки, по-видимому небогатой, но, казалось, одаренной тайнами подчинять себе место, людей и вещи». Другая героиня Грина, Харита, заявляет прямо: «Мы не нищие, у нас нет только денег…»

Именно на такие основы характеров Грин накладывает глубокую веру в силу любви, в ожидание прекрасной блаженной судьбы. И неслучайно такая вера сама становится силой, притягивающей сильные мужские характеры. Поэтому рядом с Ассоль появляется Грей, а с Тави – Друд… Своим возлюбленным девушки дарили сердца так легко как протягивают цветок, наполняя души суровых мужчин древней музыкой ощущения полноты жизни и совершенного спокойствия.

Грей признается, что благодаря Ассоли он понял одну нехитрую истину, что делать чудеса надо своими руками. Гонувер, обращаясь к Молли, восклицает: «Молли, теперь я буду верить всему!»

С другой стороны, простота и непосредственность женских персонажей Грина выступает как волшебное средство против зла. Очень часто автор представляет своих героинь в сравнении. Тави Грин противопоставляет холодной и умной красавице Руне, проводившей жизнь «в душевном молчании, без привязанностей и любви», Молли противопоставляет внешне привлекательной Диге. Впрочем, красота и Руны, и Диге не может обмануть читателя – обе они способны на убийство.

В результате мы видим, что женская красота в понимании Грина – это история, которую женщина несет на своем лице, в своем поведении. Суть ее отнюдь не в правильности тонких или пышных форм, не в организации роскошных приемов или интеллектуальных бесед, суть красоты в гармонии, в индивидуальном характере, что отражается в каждом поступке, в каждой внешней черте.

Автор: Ольга Барышникова, фотохудожник

Фото Татьяны Южаниной

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика