Светские беседы

Киноэкран – поле битвы за систему ценностей

ОБ ИДЕЙНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ АМЕРИКАНСКИХ И РОССИЙСКИХ ФИЛЬМОВ БЕСЕДУЮТ РУКОВОДИТЕЛИ КИРОВСКИХ КИНОТЕАТРОВ ВАЛЕНТИНА ГУРДЮМОВА И ДЕНИС ИВОНИН

Возможность тиражировать свои взгляды – это всегда возможность формировать общественное мнение. А тиражируют свои взгляды далеко не только политики или социально озабоченные блоггеры – куда чаще этим занимаются деятели всевозможных искусств. Причем располагают они аудиторией значительно большей, чем любой политик… Особенно кинематографисты, особенно американские.

Сюжетные линии их произведений разворачиваются на фоне самых разных идейных установок – политических, социальных, религиозных, и любая из них служит ярким выражением «американской системы ценностей». А может, уже не только американской?

Почему же сложилась такая ситуация, и что наш кинематограф может противопоставить своему основному конкуренту? Об этом в библиотеке имени А.С. Пушкина мы беседуем с управляющей Центром русского кино «Дружба» Валентиной Гурдюмовой и заместителем директора кинотеатра «Смена» Денисом Ивониным.

Антон Касков: Валентина Семёновна, Денис Владимирович, согласны ли вы с тем, что современный американский кинематограф оказывает серьезнейшее влияние на формирование системы ценностей в современном российском обществе? «Голливудская пропаганда» работает?

Валентина Гурдюмова: Да, наверное, такая проблема существует. Мне доводилось слышать от людей старшего возраста слова об американизации современного российского общества, доводилось наблюдать, что и наша нынешняя молодежь практически не воспринимает российское кино. Только проблема эта несколько глубже – ее разбор неизбежно приведет нас к вопросу: «А где же хорошее, конкурентоспособное российское кино?» Его ведь очень мало. Таких фильмов, как «Поп», «Остров» и им подобных, у нас найдутся считанные единицы. В год снимают, наверное, всего один фильм такого рода. А сколько выдает «Голливуд»? Просто несопоставимо.

Денис Ивонин: На мой взгляд, стоит различать, о каких именно идеях идет речь. В тех голливудских фильмах, которые выходят у нас на широкий экран, мы видим пропаганду семейных ценностей, дружбы, взаимовыручки. Я не вижу в этом ничего плохого. Если же говорить о пропаганде каких-то политических или религиозных взглядов, каких-то социальных установок, то кино, содержащее всё это, обычно предназначается для определенной целевой аудитории и выходит, как правило, в ограниченный прокат (в тех же США) или же сразу демонстрируется по телевидению на каналах, прямо лоббирующих чьи-то интересы. В России на широком экране такое кино не увидишь – оно сильно отличается от массового и потому очень невыгодно прокатчикам.

Валентина Гурдюмова: Был у нас в прокате такой яркий фильм из числа тех, о которых мы сейчас говорим – это «Код да Винчи». Американский, массовый и в то же время явно насыщенный религиозной тематикой. Помню, прокатчики в некоторых городах даже не взяли его к показу. А мы взяли. Я считаю, что люди у нас умные, сами разберутся, что к чему. И потом, к фильму всегда прилагается краткое описание, если оно отталкивает, то зачем же идти на этот фильм? Тем не менее, зритель в любом случае должен иметь право выбора.

Денис Ивонин: Мы сейчас подходим к такому аспекту, как зрительское восприятие, то есть ведем речь уже не о самом кинематографе. А раз так, то зритель должен всё-таки отдавать себе отчет, что тот же «Код да Винчи» – это художественное произведение, созданное на основе другого художественного произведения (книги). К нему и следует относиться соответственно, а не как к способу перенесения каких-то идей в нашу реальность. Мы тоже брали это кино в прокат. Это очень качественное высокобюджетное интересное кино.

Антон Касков: Сколько процентов составляет доля российского кино в отечественном прокате?

Валентина Гурдюмова: Думаю, процентов 10.

Денис Ивонин: Да, приблизительно так.

Антон Касков: И каковы его перспективы?

Валентина Гурдюмова: Сложно сказать. Вряд ли что-то быстро изменится к лучшему. Наверное, ушли те режиссеры, которые делали хорошее российское кино…

Денис Ивонин: На мой взгляд, проблема в том, что российское кино просто неконкурентоспособно: оно незрелищно, в его создании занято мало настоящих профессионалов, оно не располагает собственными базами для съемок, в него делается недостаточно инвестиций. Да и сама культура массового развлекательного кино в России значительно ниже, чем на Западе. Я не случайно говорю о развлекательном кино – именно оно, в общем-то, и движет кинематограф, сколько бы мы ни говорили о значимости того же артхауса. Поэтому только с появлением новых имен, новых брендов в сфере массового развлекательного кино российский кинематограф может начать претендовать на нечто большее, чем 10% от общего объема проката. А такие бренды появляются – театр «Квартет И», кинокомпания «Базилевс» Тимура Бекмамбетова… Их продукт – это высококачественное развлекательное кино, по-настоящему заслуживающее инвестиций.

Валентина Гурдюмова: Добавлю, что начинает появляться и хорошее детское кино – серия мультфильмов студии «Мельница» о русских богатырях. Это зрелищные веселые мультфильмы, к тому же, в них однозначно прослеживается патриотическая идея.

Денис Ивонин: Но в то же время были и провалы. Например, проект Никиты Михалкова «Утомленные солнцем»… Фильм большой, снимался долго, поглотил огромное количество денег, а зритель на него не пошел! Это был шок для киноиндустрии.

Валентина Гурдюмова: Да, это было неожиданно. Думаю, Михалков сам этого не ожидал.

Антон Касков: А в фильме как раз закладывалась идейная составляющая, причем мощная.

Денис Ивонин: Вот! Как раз и выяснилось, что массовый зритель не хочет смотреть на большом экране коммерческое кино, сильно пропитанное какой-то идеей.

Валентина Гурдюмова: Режиссеру все равно придется чем-то жертвовать. Либо он делает упор на массовость и развлекательность и получает прибыль, либо выдвигает на первый план какую-то идею, но тогда не ждет окупаемости… Возможно, прибегает к помощи государства.

Антон Касков: Ваш прогноз. Как много времени нужно российскому кино, чтобы составить долю, значительно превышающую 10% в российском же прокате? Например, процентов 50 – 60?

Денис Ивонин: Такое будет очень и очень нескоро. Только по уровню материальной базы российские кинотеатры отстают от штатовских на 10 лет. В США минимальное количество залов в кинотеатре 4. Там нет понятия однозальных, двузальных, трехзальных кинотеатров. Средний американский кинотеатр располагает 14 – 15 залами. Это позволяет ему брать в прокат самое разнообразное кино для любой публики. А мы с нашими одним – тремя залами не можем такого себе позволить, особенно, если компания, у которой мы берем в прокат фильм, ставит условие, что этот фильм будет идти сразу в двух залах из трех – это только один пример.

И все же лет через 5 – 10 перемены к лучшему должны стать ощутимыми. Я связываю это с появлением в российском кинопроизводстве нового подхода. Посмотрите, всё американское кино построено на брендах – там в основе фильмов лежат какие-то культовые книги, видеоигры, комиксы… И в последнее время наши кинематографисты тоже пошли по этому пути. Тот же Илья Муромец – это отличный бренд, позитивный, узнаваемый, с ним можно делать отличное кино. И такое кино сделали. Плюс, конечно, как я уже говорил, появляются брендовые киностудии. Со временем их будет больше.

Валентина Гурдюмова: Я бы российскому кино на развитие дала больше, чем 10 лет. Слишком малы бюджеты наших фильмов. А это убавляет их зрелищность. Часто бросается в глаза, что в то время как какой-нибудь захудалый американский фильм бывает снят на 30 млн $, наш самый великолепный – всего на 10 млн $. К тому же, сказывается то, о чем говорил Денис Владимирович, – отсутствие съемочных баз. Из-за этого снимать у нас дорого. Некоторые режиссеры даже специально уезжают за границу, чтобы там снять подешевле. Опять же деньги уходят из России. А создание этих баз потребует отдельных вложений. Ни одна наша киностудия позволить их себе не может за исключением разве что «Мосфильма». Хотя… справедливости ради следует отметить, что у нас и с малыми бюджетами умеют снимать хорошее кино. Взять, к примеру, «Двенадцать» Михалкова – никакого экшена, весь фильм персонажи сидят за одним столом. А прошел фильм на ура.

Денис Ивонин: И идея в нем была хорошая, объединяющая. Пожалуй, этот проект следует выделить как редкий удачный пример соединения коммерческой составляющей с идейной.

Антон Касков: И всё же я прихожу к выводу, что даже если американские кинематографисты не будут целенаправленно вкладывать в свои фильмы какие-либо идеи, то просто в силу того, что доля американского кино в российском прокате близка к 90%, мы всё равно научимся смотреть на мир глазами среднего американца.

Денис Ивонин: Полагаю, что в данном случае речь стоит вести о глобализации в целом, а не о ее отдельном направлении – кинематографе. Массовое потребление американского продукта характерно не только для России, хотя, конечно, есть отдельные страны, которые сознательно ставят серьезные ограничения потоку американского продукта. Россию трудно отнести к числу таковых.

Валентина Гурдюмова: Франция, например, старается не впускать американский кинематограф. Там кинотеатр обязан показывать определенный процент французского кино. У нас такого нет, а если бы и ввели, то нам просто нечего было бы показывать. К тому же, не следует забывать, что кинотеатрам во Франции государство оказывает серьезную поддержку. В России этого, к сожалению, нет.

Что верно, то верно. Но я бы выделил еще одну (нематериальную) причину того, почему наш идейный кинематограф уступает заокеоанскому – это отсутствие у наших кинематографистов, как и у нас в целом, собственной национальной системы ценностей – противопоставить нечего.

Автор: Антон Касков

Фото Татьяны Южаниной

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика