Светские беседы

Балалайку в массы!

В конце января концерт русского романса в Кирове дали известный исполнитель и собиратель русского романса Надир Ширинский (Москва) и балалаечник-виртуоз Андрей Субботин (Москва).

Впечатление, которое оставляет балалайка, просто потрясающее. Именно она сообщает мелодии романса тот самый русский, подлинно народный лиризм. Но осталось и другое впечатление – о потрясающей недооцененности балалайки в современном российском обществе.

После концерта своими мыслями на сей счет с читателями «Культурной среды» поделился Андрей Субботин. 

Антон Касков: После того, что я слышал, хочется что-то сделать, чтобы балалайку популяризировать, а то какая-то она недооцененная сегодня.

Андрей Субботин: Да, есть такая проблема. Вот и делаем, что в наших силах.

Да и вообще во всех наших консерваториях и в Новосибирске, и в Москве, и в Петербурге, есть соответствующие кафедры. Балалаечник вполне может получить высшее образование… Балалайка – это же полноценный инструмент, история которого отнюдь не вчера началась. И какой репертуар создан! В свое время балалайка была достаточно популярна. Но развал прежней гастрольно-концертной системы, конечно, ударил и по народной музыке. Теперь постепенно она начинает возрождаться, чувствуется свежая струя такого музицирования, но этого, к сожалению, до сих пор нет на телевидении. А сегодня телевидение – это наше всё… Балалайка не мелькает на экране – и кажется, будто ее и нет. На самом деле есть, как есть и исполнители, хотя, конечно, хотелось бы, чтобы всё это существовало не только в камерных залах, хотелось бы дать больше света этому направлению.

Антон Касков: Получается парадоксальная ситуация. Балалайка – народный инструмент – становится элитарным.

Андрей Субботин: Получается так. А ведь балалайка – это чисто наше изобретение, да еще какое! Инструмент, играющий аккордами, полноценным трезвучием. Это особое звучание…Скрипка же играет только по одной струне. Вообще, в мире только два инструмента, предполагающих полный контакт пальца со струной без всяких опосредований, медиаторов, смычков – гитара и балалайка. И кстати, поэтому балалайка и гитара так хорошо сочетаются, дополняют друг друга. Гитара дает низкий диапазон, а балалайка – повыше. Получается миниоркестр.

Антон Касков: Напрашивается параллель между американским банджо и нашей балалайкой.

Андрей Субботин: Банджо – оркестровый инструмент, в основном используется как заполняющий, как аккомпанирующий. Издаваемый им звук не длится. В отличие от банджо балалайка – настоящий сольный инструмент. Недаром написаны целые концерты для балалайки с оркестром… с симфоническим оркестром!

Антон Касков: В этом балалайка переигрывает банджо, но проигрывает по раскрученности.

Андрей Субботин: Да, проигрывает. Необходимость в раскрутке – настоящая беда нашего времени. Раньше всё определялось жанрами, вкусами, а теперь одним условием «формат – не формат». Кто-то же ввел это дурацкое условие!

Антон Касков: Удается ли переломить ситуацию, изменить отношение к балалайке? Или это очень длительный процесс, и мы долго будем возвращаться к этому инструменту?

Андрей Субботин: По-моему, стоит только начать больше показывать балалайку по телевидению – и она быстро займет свою нишу. Мне вообще, кажется, что мы имеем дело с каким-то искусственным замалчиванием народной музыки. Потому что в музыкальных учреждениях всех уровней есть обучение игре на них. Балалайка – инструмент заразительный, живой, темпераментный, ребята быстро втягиваются, никто не бросает. Так что есть, есть этот естественный интерес. Ему надо только помочь.

Антон Касков: Сложно научиться?

Андрей Субботин: Да, в общем, непросто. Потому что звук не готовый – вот фортепьяно, баян, там нажал клавишу – и звук готовый, а в балалайке еще сами звуки надо извлечь сначала, а потом из этих звуков создать мелодию. В этом плане балалайка – инструмент сложный. Но через год обучения руки привыкают, становится легче.

Антон Касков: Сколько стоит балалайка?

Андрей Субботин: По-разному. Есть такие, которые сделаны мастерами, есть фабричные, хотя последних стало меньше – только питерская фабрика имени Луначарского и производит. А так, в основном мастера. Балалайки у них неплохие. Это ведь тоже свое искусство, уходящее корнями в XIX век, есть несколько элитных мастеров… В общем, стоит хорошая балалайка недешево, концертная – начиная от 1000 $ и выше. Но можно найти балалайку подешевле, хотя тоже изготовленную мастерами, дерево будет попроще, и обойдется она тысяч 12 – 15 рублей.

Автор: Антон Касков

Фото Татьяны Южаниной

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика