Светские беседы

Рубль – двигатель культуры

О ПЛЮСАХ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА БЕСЕДУЮТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ СЕРГЕЙ ИВАНОВ И РАИСА ПОЛЯКОВА

Как же это близко русскому менталитету – идейность искусства, его социальная ориентированность, наличие мощной моральной доминанты!.. И как чуждо – умение видеть в своем произведении товар, стремление позаботиться о его конкурентоспособности, о том какую пользу он может принести конечному потребителю – конкретному живому человеку!..

И всё же, хотим мы того или нет, а в условиях рыночной экономики от конкурентоспособности того или иного произведения искусства или высокохудожественного изделия напрямую зависит материальное благополучие его создателя.

О том, как забота о высокой художественности создаваемого произведения может сочетаться с заботой о его товарной конкурентоспособности, в библиотеке им. Альберта Лиханова рассуждают руководитель «Фа-студио» фотограф-анималист Сергей Иванов и директор салона «Вятское кружево» Раиса Полякова.

Антон Касков: Раиса Михайловна, Сергей Анатольевич, считаете ли вы справедливым мнение о том, что художник (в широком смысле слова) должен творить, не задумываясь о том, кому и как будет продано его произведение и будет ли продано вообще? 

Раиса Полякова: Я считаю, что когда художник начинает творить, он не должен думать, по крайней мере, о самой продаже. Творческий полет при создании высокохудожественной вещи всё-таки необходим. А вот о чем мастеру стоит думать, так это о том, к кому придет его произведение, насколько оно будет приятно конечному адресату – покупателю. И в этом отношении мастер должен быть корректен со своим потенциальным заказчиком.

В своем салоне мы продаем не только кружево, но и самые разные изделия народных промыслов, и на стадии отбора товара мне порой приходится сталкиваемся с тем, что мастера не всегда осознают необходимость донести свое творение до потребителя. Иногда видишь такие нелепые мелкие недоделки, которые просто шокируют своей неуместностью. Поэтому, хотя я и признаю необходимость творческого полета, но в то же время считаю, что человеку, находящемуся в творческом полете, не стоит абсолютно отрываться от земли, нужно понимать, что недостаточно создать произведение, недостаточно решить какую-то творческую задачу, надо создать целостный продукт, каждая деталь которого будет радовать приобретателя. 

Сергей Иванов: По моему убеждению, мнение о том, что художник должен быть голодным, то есть, что художнику не следует заботиться о материальном достатке, дабы создавать подлинные шедевры, в корне ошибочно. Во всяком случае, мы знаем достаточно произведений, созданных на заказ, например, в эпоху Ренессанса и ныне украшающих лучшие музеи мира.

Та же ситуация и в современной российской действительности. Такие выдающиеся художники, как Александр Шилов и Илья Глазунов, люди очень даже небедные. И тем не менее, они работают на заказ, создавая при этом отличнейшие произведения.

Что же касается меня, то, когда я нахожусь в творческом процессе и снимаю, скажем, медведя, у меня мысли о продаже не возникает. В это время думаешь о другом. Но когда материал уже готов, и я перехожу к его сортировке, тогда я, разумеется, задумываюсь о том, какие снимки станут наиболее интересными… интересными зрителю, поскольку я стараюсь работать не на ящик стола, а для людей.

Да, иногда я осознанно занимаюсь, тем, что, наверное, можно определить как чистое искусство. Это бывает, когда я подмечаю какие-то необычные фактуры, которые интересны мне с профессиональной точки зрения, как фотографу. Например, однажды на Командорских островах, на берегу океана, я увидел огромное шестеренчатое колесо с какого-то старого корабля, покрытое толстым слоем многолетней ржавчины. Меня так заинтересовала, так зацепила сама фактура этой ржавчины, что я сделал ряд ее снимков. Но когда потом я попробовал их продать, у меня не получилось, хотя, вообще, такие фотографии тоже бывают востребованы определенным кругом ценителей, но, пока, увы, не в Кирове. 

Антон Касков: Раиса Михайловна, а Вы сталкиваетесь с тем, что какие-то предметы ассортимента Вашего магазина обретают покупателя лишь за пределами нашего города?

Раиса Полякова: Да, есть такие работы. Это изделия классического кукарского кружева, воспроизведенные по образцам, находящимся в запасниках нашего краеведческого музея – вещи, безусловно, дорогие и, следует отметить, не очень пригодные для более-менее повседневной носки в сочетании с предметами каких-то современных направлений моды. В Кирове у нас такие вещи почти не покупают. Посетители салона ими восторгаются, но смотрят на них, скорее, не как на товар, а как на музейные экспонаты.

Однако недавно, с 1 по 5 декабря, мы принимали участие в Биеннале мастерства и творчества, которое проходило в Париже, в Лувре. Там эти кружевные изделия тоже вызвали восторг. Но помимо восторженных отзывов, мы получили и конкретные деловые предложения. Например, один из потенциальных заказчиков имеет свою туристическую фирму, свой замок, где он принимает туристические группы и где наше изделие, как мы предполагаем, будет выставлено в качестве экспоната. Другое предложение поступило от искусствоведа музея Леонардо да Винчи в Париже. Осмотрев наше кружево, этот человек очень им заинтересовался и предложил какие-то элементы творчества да Винчи воспроизвести в кружеве с тем, чтобы впоследствии эти работы были выставлены в музее его имени.

Антон Касков: А вообще, реализация произведений, созданных специально для продажи и произведений, которые можно охарактеризовать, как искусство ради искусства, происходит по одной схеме или по разным?

Раиса Полякова: Здесь стоит вести речь не столько о разных методиках, сколько о разных покупательских аудиториях. Если мы продаем «искусство для искусства», то соответственно, предлагаем такие предметы музеям, частным коллекционерам, иным людям, которые могут иметь особую заинтересованность. Ну а если мы продаем высокохудожественные изделия, адресованные более широкому кругу заинтересованных лиц, то выставляем их в салонах, куда любой потенциальный покупатель может прийти и выбрать то, что ему понравится.

Сергей Иванов: Что касается художественной фотографии, то музеи, как правило, их не покупают. Да, в мировой практике есть такие примеры, но они довольно редкие. Поэтому и наши предложения ориентированы не на коллекционеров, а на людей, желающих оформить тот или иной интерьер. Но и в данном случае, конечно, покупатель покупателю рознь. Кому-то достаточно того, чтобы фотография гармонично поддерживала цвета, доминирующие в комнате, а кому-то важно получить тематическую авторскую работу, с подписью, да еще и с историей. Недавно у меня приобрели одну такую фотографию. И одним из важных факторов для покупателя было то, что эта работа прошла в финал международного конкурса «Золотая черепаха», выставлялась в Манеже в Москве и, в целом, достаточно известна. Разумеется, с такими клиентами я работаю лично, поскольку личное общение с автором, безусловно, добавляет интерес к его работам.

Антон Касков: Если я правильно понял, продавцу всё-таки стоит знать особенности творческой кухни, стоит интересоваться тем, как создается то или иной произведение?

Сергей Иванов: В любом случае. Потому что в нашем деле вопросы «как это снято?», «где это снято?», «в какое время суток?» не только естественны, но даже закономерны. Не так давно при покупке фотографии у меня спросили, с какого расстояния я снимал?

Конечно, тому продавцу, который сам не является создателем произведения, стоит поинтересоваться творческой кухней. В наши дни интерес покупателя к истории создания конкретной фотографии сильно возрос. Раньше, помнится, людей интересовали только цены, мол, а почему так дорого? Приходилось слышать и такое, что ладно бы у вас масло было, а то фотография: чик – и всё. Хотя у меня есть такой снимок, который я сделал в 1995 году, –бегущий медведь. Так вот, этот снимок я видел уже несколько раз, переписанный маслом. Но тогда, в 1990-е, довольно трудно было объяснить среднему покупателю, что дабы этого медведя снять, фотографу, как минимум, нужно было вылететь на Камчатку, от Петропавловска-Камчатского еще лететь на вертолете в какую-нибудь глухомань, и при этом где-то и как-то жить.

Теперь вопросов о цене стало меньше. Отчасти это связано с тем, что уровень жизни поднялся, отчасти, с тем, что цены у нас остаются все-таки низкими в сопоставлении с ценами на художественное фото в других крупных городах, ну и, полагаю, с тем, что ответ на вопрос «как это сделано?» одновременно является и ответом на вопрос «почему это столько стоит?»

Раиса Полякова: Наши клиенты, насколько мне известно, историей создания конкретной работы не интересуются, но интересуются историей промысла. Задают также вопросы о технике кружевоплетения, о том, где такое кружево создавалось и создается.

Но сама я все-таки интересуюсь творческой кухней, поскольку я как продавец являюсь посредником между мастером и покупателем, и чтобы представить произведение того или иного промысла, мне нужно знать хотя бы его основы. Соответственно, чем большим количеством информации я буду располагать, тем интереснее смогу представить продукт.

Сергей Иванов: Полагаю, что при реализации изделий народных промыслов роль продавца-посредника тем более важна, что еще нет таких имен мастеров, которые были бы на слуху.

Раиса Полякова: Конечно. Известно только предприятие, которое этим занимается, но не имена конкретных художников.

Антон Касков: Ожидается ли, что это изменится в обозримом будущем?

Раиса Полякова: Со следующего года мы будем направлять кружевниц в Петербург, в Академию художеств. У нас уже есть один кандидат, так что в будущем мы будем всячески позиционировать ее работы как авторские. А когда зазвучат авторские имена, тогда, возможно, и у наших покупателей начнут возникать вопросы об истории создания конкретных изделий.

Сергей Иванов: Имя мастера обязательно должно быть известно. Могу сказать на своем примере, что фоторабота с авторской подписью ценится выше. Даже постеру лично поставленная автором подпись добавляет ценности.

Более того, мастера с именами должны задавать определенный уровень в своей среде. И задача предпринимателей, продающих высокохудожественные предметы, состоит еще и в открытии талантов, в их «раскрутке», потому что без этого мастеру будет очень сложно раскрыться.

Раиса Полякова: Ситуация сегодня такова, что многие мастера просто махнули на себя рукой, и когда я говорю им, что ваши изделия будут выставлены с указанием авторства, они по-разному это воспринимают – немало тех, кто начинает смущаться и отнекиваться. Тут уж самих мастеров надо воспитывать, показывать им, какое значение для культуры имеет их творчество.

Сергей Иванов: Вообще заметно, что в последнее время общекультурный уровень нашего общества понемногу, но неуклонно растет. Ушел в прошлое период, когда всё у всех было одинаковое, и период, когда, помимо насущных забот, людей практически ничего не интересовало. Да и теперь период массовой культуры тоже понемногу уходит. Растет интерес к авторским работам, к редким вещам, к антиквариату, к истории. У нас, например, хорошо продаются снимки старой Вятки.

Недоброжелатели язвят в мой адрес, что я, мол, занимаюсь тем, что делаю «красивые картинки». Да, я действительно, работаю для того, чтобы создавать красивые произведения. Мне нравится создавать и продавать красивое, потому что уродства и безвкусицы у нас и так всё еще предостаточно.

Раиса Полякова: Соглашусь, что перелом к лучшему ощущается. Люди устали от китайских штамповок и в качестве тех же подарков к праздникам ищут что-то уникальное. Тем более радует, что в поисках этого уникального они обращаются тому, что сделано в России, что является частью русской культуры. Вот и о вятском кружеве еще пять лет назад почти ничего не было слышно, а сейчас всё больше и больше о нем говорят.

Соглашусь с тем, что коммерциализация творчества имеет немало неоспоримых плюсов. И главный из них для нас, потребителей, заключается в том, что совместная борьба предпринимателей и творцов за конкурентоспособность продаваемых произведений – это борьба за наши интересы, за то, чтобы мы получили качественный, всесторонне привлекательный продукт. В конце концов, это мы с вами голосуем рублем за лучшие произведения, за лучших авторов. 

Автор: Антон Касков

Фото Татьяны Южаниной

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика