Светские беседы

На бабушкиных сказках

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ РАССУЖДАЮТ ПЕДАГОГИ ОЛЬГА ЛЕБЕДЕВА И НАДЕЖДА БЕЗНОСИКОВА

Всё чаще в последе время раздаются голоса в поддержку возрождения народных основ русской культуры, отодвинутых некогда в тень идеями строительства общества без классов и наций.

 

Способы возрождения при этом видятся весьма различными: от индивидуального изучения старинного быта, окружения себя и своих знакомых некоторыми из его атрибутов до полного погружения в работу кружка реконструкторов.

Однако всё это касается людей взрослых, способных самостоятельно организовать свои историко-культурные изыскания. А как же быть с детьми? Как правильно, с точки зрения современной педагогики, привить малышам почтение к национальным корням, ориентируя при этом не на прошлое, а на будущее?

Сегодня ответ на эти вопросы может дать этнопедагогика – наука, изучающая и обобщающая опыт народной педагогики, воспитавшей многие поколения наших предков. Тем более, что и сама народная педагогика отнюдь не является атрибутом давнего прошлого – и в наши дни ее элементы находят широкое применение в самых разных образовательных и воспитательных программах.

О конструктивности их применения мы беседуем в музее ВятГГУ с педагогами Ольгой Лебедевой и Надеждой Безносиковой. 

Антон Касков: Ольга Владимировна, Надежда Андреевна, не находите ли вы, что несмотря на популярность народной педагогики, несмотря на высокий уровень развития этнопедагогики, все-таки существует серьезный разрыв между педагогической культурой народа и государственной системой образования?

Ольга Лебедева: Я думаю, что в области воспитания наше правительство не очень-то опирается на культуру народа. Об этом я могу судить по курсовым и выпускным квалификационным работам, которые мои студенты пишут на основе полученного в школе практического материала. Так вот, в планах воспитательной работы классных руководителей, конечно, учитывается необходимость сохранять народную самобытность, но на практике этого почти нет. Хотя, конечно, многое зависит и от особенностей той или иной школы.

Надежда Безносикова: И от особенностей каждого педагога.

Ольга Лебедева: Да. И от желания его.

Надежда Безносикова: По моему мнению, эти два процесса – процесс школьного образования и процесс народного воспитания – существуют параллельно друг другу как две разные вещи. А если они все-таки и пересекаются, то очень мало, там, где в первую очередь сам педагог вдруг заинтересуется этой тематикой. Но, повторю, тут всё зависит от личных качеств самого педагога. Без любви к детям, без желания воспитать их добрыми, отзывчивыми, внимательными он никогда не придет к использованию народного опыта. Отношение учителей к ученикам передается и детскому коллективу. Если это отношение не является доброжелательным, не проникнуто любовью, то и в детском коллективе закономерной становится высокая конфликтность.

Если же вспомнить нашу работу в детском саду, основанную на народных играх, на тех же хороводах, лепке, выпечке, а главное, на любви к детям, то и взаимоотношения среди детей вспоминаются исключительно добрые, подлинно товарищеские. В нашем детском саду было 5 групп. Дети 3-х, 4-х, 5-и лет никогда не ссорились, не то чтобы дрались.

Конфликты отвлекают от учебы, а методы народной педагогики, сами по себе не являясь методами обучения какому-либо предмету, воспитывают в ребенке целый ряд качеств, способных впоследствии сослужить ему хорошую службу при постижении наук. И главное из этих качеств – позитивное отношение к товарищам, к своему коллективу, к своему труду.

Впоследствии, интересуясь нашими выпускниками, я узнавала, что в школе они учились очень хорошо.

Ольга Лебедева: Проблема еще и в том, что нынешний государственный заказ воспитания ориентирован на создание конкурентоспособной личности. То есть личности, которая в перспективе сможет на мировой арене отстоять интересы государства. Однако сталкиваясь с реалиями школьной жизни, этот заказ существенно искажается, и ожидаемая конкурентоспособность принимает явно нездоровые черты. И тут я соглашусь с Надеждой Андреевной в том, что опыт народной педагогики, которого так недостает школе, мог бы компенсировать некоторые издержки создания конкурентоспособной личности. Ведь народная педагогика как нельзя лучше способствует развитию в человеке нравственно-духовных качеств. 

Антон Касков: Тех качеств, которыми можно было бы уравновесить индивидуалистические установки современного школьного образования?

Ольга Лебедева: Да, воспитание коллективизма – одна из задач народного образования. Вспомните хотя бы сказку «Теремок». А фундаментом народного воспитания вообще является труд. В результате формируется образ русского человека как человека трудолюбивого, живущего в гармонии с коллективом, способного заступиться за слабого. Разве не должна эта атмосфера доброжелательности, дружелюбия, поддержки присутствовать во всех наших образовательных учреждениях? А что мы видим? К сожалению, зачастую нечто противоположное.

Надежда Безносикова: Хочется упомянуть еще и о том, что сегодня нагрузка на первоклассника настолько велика, что ребенок просто не видит детства. Желание родителей сделать свое чадо конкурентоспособным заставляет вести его после школы еще и в различные специализированные кружки. Особенно негативно это сказывается на детях, начавших среднее образование в шестилетнем возрасте. Такой ребенок еще настолько незрел, что не имеет должного уровня ответственности, ведь для детей шести лет основным видом деятельности еще является игра. Сидеть за партами они не готовы. А школа требует, чтобы к первому классу они очень много знали.

Антон Касков: Видимо, такова норма развития конкурентоспособной личности…

Надежда Безносикова: Думаю, что о подлинном развитии здесь говорить не приходится. Если бы дети больше играли, пели, больше общались друг с другом – это было бы развитие (применительно к дошкольникам). Тогда и та же, скажем, математика или русский язык им не надоели бы еще до поступления в школу. Более того, на дополнительных занятиях этих шестилеток заставляют много писать, а рука у них еще не сформирована, им просто физически это тяжело. Поэтому лично я категорически против такого форсирования событий.

Ольга Лебедева: В связи с этим, вот еще на что стоит обратить внимание. В системе народного воспитания всегда большое внимание уделялось физическому развитию человека. Сегодня это слабое место нашей практической педагогики. Попробуйте применить к детям народные способы закаливания, такие, как бег по снегу босяком, – увидите реакцию родителей, она вполне предсказуема.

И возвращаясь к теме отхода от основ коллективизма, не могу не выразить свою обеспокоенность этим процессом. Ведь суть его отнюдь не только в выборе той или иной педагогической тенденции, а глубже – в смене ментальности. Ведь соборность, коллективизм исконно были неотъемлемой частью русского менталитета. Почему мы должны от нее отказываться? Почему мы считаем чужую (западную) модель поведения более прогрессивной? Еще в советские времена выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский указывал на то, что воспитательная сила коллектива проявляется во взаимном обогащении входящих в него личностей знаниями, умениями, привнесенными каждым извне. Кто-то занимается музыкой, кто-то – танцами, кто-то – математикой, и всем этим члены одного коллектива так или иначе делятся друг с другом. У нас сегодня этого, к сожалению, нет. И получается, что конкурсы, которые проходят на уровне школы, класса, например, конкурсы красоты, превращаются в соревнование честолюбий и даже материальных благополучий. Поэтому я к таким конкурсам отношусь весьма настороженно. Да и народная педагогика не знала таких установок.

Другая сильная составляющая коллективизма, воспитываемого народной педагогикой, – это наличие коллективных учителей: раньше молодому человеку, ведущему себя неподобающим образом, каждый мог сделать замечание. А попробуйте сделать замечание нашей современной молодежи, в рядах которой уважительное отношение к старшим становится чуть ли не пережитком.

Надежда Безносикова: Немаловажной причиной озвученной проблемы я считаю и положение современной семьи. Все-таки семья сейчас занята в первую очередь зарабатыванием денег, и у родителей нет ни времени, ни сил, ни желания поддерживать народные традиции. Стоит констатировать, что теперь это уже удел педагогов. Они либо напрямую обучают детей каким-то азам народной педагогики, либо сначала обучают родителей, а потом те, в свою очередь, передают полученные знания своим детям.

Родителям же после тяжелого трудового дня проще включить компьютер и смотреть фильмы, чем почитать ребенку сказку. Да и фильм фильму рознь. Одно дело – какой-нибудь ужастик, другое дело – классика отечественного детского кино – тот же «Морозко». К сожалению, далеко не все родители это понимают. Нет такого понимания и на более высоком уровне. Все мы знаем, как редко по телевизору показывают хорошие воспитательные фильмы для детей.

Ольга Лебедева: Есть здесь и еще одна проблема. Народная педагогика – это педагогика бабушек и дедушек. Она обеспечивает неразрывную связь поколений, единство исторически сложившихся ценностных ориентаций. А сейчас получается так, что молодые семьи, живущие как правило, гражданским браком, стремятся как можно скорее отделиться от родителей, не воспринимая и даже отторгая их систему ценностей.

Другая проблема состоит в отходе от традиционно существовавших в народной педагогике двух систем воспитания – мужской и женской. Существовало понятие мужского и женского труда, каждый из которых воспитывал определенную модель поведения, передававшуюся из поколения в поколение. Например, мужчина традиционно считался опорой семьи, женщина – хранительницей дома. Сегодня же среди молодежи уже не так легко встретить мужчину, на которого можно опереться, или девушку, которой можно было бы доверить хозяйство.

Надежда Безносикова: В народной культуре исконно приветствовались такие качества, как социальная зрелось, самостоятельность.

Возможно, в советское время и произошел этот разрыв в ментальной преемственности, когда элемент зарабатывания оказался вытеснен элементом распределения. Поэтому в 1990-е годы, когда люди снова столкнулись с необходимостью зарабатывать самостоятельно, очень немногие оказались к этому готовы. Не готово и выросшее за последние 20 лет молодое поколение. Любовь к труду как самостоятельной ценности оказалась утраченной, а в результате мы видим парадоксальную ситуацию: многие люди не могут обеспечить себя не потому, что нет работы, а потому, что нет желания работать.

Ольга Лебедева: Дело в том, что, по социологическим опросам, труд сегодня оказался вытеснен из числа жизненных ценностей молодежи. Особенно честный труд. А ведь труд – это фундамент народного воспитания. Да и стране, чтобы стать сильной и богатой, нужны труженики-созидатели, а мы что имеем? Развиваем торговлю, продаем ресурсы.

Антон Касков: Способен ли еще народ сказать новое слово в педагогике, выдать что-то подлинно оригинальное?

Надежда Безносикова: Полагаю, да. Ведь через 100 лет нашу нынешнюю культуру будут рассматривать как народную. Весь наш опыт и положительный, и отрицательный, будет проанализирован и обобщен, на его основании будут сделаны какие-то выводы.

Не всё же у нас плохо, и не все ждут помощи от государства, от родителей. Среди молодежи есть много умных, успешных, целеустремленных, трудолюбивых людей. Такими они воспитают и своих детей.

Ольга Лебедева: Чтобы народ сказал свое новое слово в педагогике, ему все-таки нужна помощь научного сообщества. В наши дни продолжают создаваться интересные программы воспитания, основанные на народной культуре. Этот научный опыт будет впоследствии обобщаться и осмысливаться, послужив звеном в развитии системы народного воспитания. Тем более, современные технические средства позволяют его популяризировать со значительно большей эффективностью, чем популяризировались прежние аналогичные достижения. Была бы добрая воля у власть предержащих.

Надежда Безносикова: И еще. Чтобы мы с большей уверенностью могли говорить о новом слове в современной народной педагогике, сама народная педагогика должна стать частью нашей жизни. Просто обучать народным играм или фольклору, лепке или выпечке недостаточно – всё это должно сосуществовать в комплексе и быть постоянно современным. Не надо слепо переносить все мелочи прошлого в день сегодняшний, поскольку немало было в воззрениях наших предков и предрассудков, и пережитков. Они все-таки должны остаться в прошлом. Нет нужды, с точки зрения педагогики, и в искусственном усложнении речи – культивировании ушедших диалектизмов в угоду исторической точности. Хотя, разумеется, и здесь нужно проявлять осторожность – из песни, как говорится, слова не выкинешь. В общем, это должен быть образ жизни, а не ряд показательных выступлений.

Антон Касков: Россия – государство федеративное, объединяющее множество культур, множество взглядов на воспитание. Как в таких условиях пройти между Сциллой национализма и Харибдой забывания своих корней?

Ольга Лебедева: А проблемы тут как раз и нет. Геннадий Никандрович Волков, один из основоположников этнопедагогики, называет этнопедагогику полиэтнической педагогикой. Она не противопоставляет педагогические традиции различных народов друг другу, а дополняет одну систему народного воспитания другой, сочетая наиболее прогрессивные их элементы. А что касается сегодняшних национальных конфликтов, инициируемых, например, теми же скинхедами, то в основном эти конфликты возникают не столько на национальной почве, сколько на экономической.

И потом, в России всегда было много смешанных браков. Люди десятилетиями жили и живут в любви и согласии и детей прекрасно воспитывают совместными усилиями. Так что этнопедагогика может только объединять.

Надежда Безносикова: Не могу не согласиться с Ольгой Владимировной. В нашем детском саду мы также использовали народные игры, независимо от их этнической принадлежности. Главное, чтобы они нравились детям, развивали их физически и нравственно.

Вопрос о культурной принадлежности России – Восток она, Запад или же нечто совсем иное – не закрыт до сих пор. Возможно, он не будет закрыт никогда. Тем не менее, каждый из нас может, не кивая на ученых или государство, дать на него ответ – в своей семье, в своих детях… Ведь именно их воспитанием, выбором ментальных установок мы формируем будущий культурный облик нашей страны.

Автор: Антон Касков

Фото Татьяны Южаниной

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика