
Светские беседы
Юрий Петухов: за жисть (по поводу Дега)
- Подробности
- Создано 01.03.2010 10:30
- Просмотров: 2124

В художественном музее им. братьев Васнецовых продолжает работу выставка графических работ знаменитого французского художника Эдгара Дега – «Эдгар Дега. В пространстве полусвета», привезенная в Киров московским коллекционером и искусствоведом Юрием Петуховым.
Рассказ Юрия Михайловича о предметах его коллекции, а также о видении современного русского и западноевропейского искусства мы предлагаем вашему вниманию.
Неизвестный иллюстратор
Эдгар Дега известен прежде всего как художник и скульптор, и далеко не все знают его как иллюстратора. Между тем, Дега создал около двух десятков офортов и более трехсот монотипий. В этих произведениях художник воссоздал парижскую жизнь начала ХХ века – жизнь кафешантанов, театров, публичных домов.
На выставке «Эдгар Дега. В пространстве полусвета» посетители познакомятся с офортами к двум редким книгам. Одна из них – «Семья Кардиналь» Людовика Галеви, приятеля Дега – их объединял интерес к театру. Когда Галеви написал роман, художнику захотелось проиллюстрировать книгу. Однако Дега допустил одну ошибку: в качестве главного героя он изобразил автора романа, тогда как сам Галеви оказался не готов предстать перед публикой в качестве участника закулисных театральных интриг, о коих и шла речь в его книге.
В итоге книга Галеви с иллюстрациями Дега так и не была опубликована. Лишь в 1930-х годах, когда коллекционеры выкупили сохранившиеся монотипии, сделанные в одном экземпляре, и перевели в офорты, стало возможно издать книгу в количестве 350 экземпляров.
Другая книга с иллюстрациями Дега появилась на свет благодаря покровителю художников Амбруазу Воллару. Именно ему пришла в голову идея проиллюстрировать античную книгу Лукиана «Разговоры гетер». Воллар долго искал иллюстратора, который мог бы это сделать, наконец, остановился на Дега, а поскольку Дега к этому времени уже умер, Воллар сам на свое усмотрение подобрал уцелевшие иллюстрации – брат художника успел к тому времени уничтожить многие его откровенные рисунки.
Теперь кировчане имеют возможность увидеть уникальный экземпляр книги, которая когда-то принадлежала самому Воллару.
Известно, что Воллар издавал коллекционные книги практически всех наиболее известных художников того периода. Я мечтаю собрать всю коллекцию изданий Воллара.
На выставке также представлены подлинные фотографии Парижа 1910-х годов, органично дополняющие рисунки Дега и дающие зрителю возможность еще глубже погрузиться в повседневную жизнь французской столицы начала ХХ века.
Как я покупал рисунки Дега
Я познакомился с иллюстрациями Дега два с половиной года назад в одной из парижских антикварных галерей и в буквальном смысле пережил шок от живого соприкосновения с работами великого мастера.
С одной стороны, приобретение таких работ – большая радость, а с другой стороны, я, конечно, понимал, что разрозненные листы не дают объемного видения творчества художника. В течение года я раздумывал, переписывался с французским галеристом, изучал историю рисунков. У меня даже появилось ощущение, что Дега начинает меня преследовать: я заходил в книжные магазины Германии, Голландии, Швеции или Франции и рассматривал альбомы по искусству или каталоги Эдгара Дега, и вдруг оказывался на странице, где были воспроизведены предложенные мне иллюстрации. Когда такое произошло в шестой раз, я понял – это судьба. Тогда я и купил первые 15 листов и одну из книг с иллюстрациями Эдгара Дега, а через несколько месяцев приобрел и вторую книгу.
В перспективе рассчитываю приобрести еще две книги, иллюстрированные Дега и изданные Волларом.
О цене и ценности русского и европейского искусства в России и на Западе
Сам я всю жизнь занимаюсь изучением русского искусства. Сегодня на российском арт-рынке складывается странная ситуация.
Русское искусство в России расценивается за какие-то невероятные деньги. Я с этим столкнулся на одном из российских антикварных салонов в Москве, где друг напротив друга висели две работы – портрет художника Алексея Харламова, который стоил 400 000 €, и пейзаж Андре Дерена стоимостью в 100 000 €. В голове как-то не укладывалось… Кто такой Алексей Харламов для мирового искусства и кто такой Андре Дерен? Так почему же Дерен стоит в четыре раза дешевле?
Я поехал во Францию и убедился, что, действительно, на аукционах и в галереях европейское искусство можно купить за вполне адекватные деньги. Это общемировая практика – немцы коллекционируют преимущественно немецкое искусство, французы – французское, русские – русское. На русских торгах «Сотби» или «Кристи» основные покупатели русского искусства – это русские. Многие французские галеристы и антиквары приходят на эти торги как на шоу, чтобы посмеяться над тем, как русские будут торговать за картины русских.
В Европе и мире русское искусство практически не знают. Знают русскую иконопись, русский авангард и немного современное искусство. Отчасти это объясняется тем, что после Перестройки за рубежом возникла мода на все постсоветское, и наши первые кооператоры стали ездить по городам, скупая практически за бесценок картины местных художников. Всё вагонами вывозилось на Запад, а там даже если удавалось продать 10% привезенного – это не только покрывало абсолютно все расходы, но и приносило прибыль. Всё остальное попросту там выбрасывалось. Этот вал низкопробного искусства, захлестнувший Европу, и подорвал авторитет русской школы и русского искусства в целом.
Теперь я пытаюсь внести свой вклад в исправление этой плачевной ситуации – такую вот я себе миссию придумал – в Европу вожу русское искусство, а оттуда в Россию – европейское. Например, в этом году в «Русский дом» в Париже я привезу выставку «Черное на белом. Русская европейская графика ХХ века». Французские галеристы отказывались верить, что это произведения русских художников, настолько высок уровень работ.
Другой пример. В 2008 году я привез в Россию небольшую, но уникальную коллекцию западноевропейских витражей ХIII – ХIХ веков. 38 экспонатов. Есть среди них и полноценные композиции, а есть составные витражи – одна их часть сделана в XVвеке, а другая – в XIX-м. Есть просто отдельные фрагменты. Только представьте себе фрагмент из разноцветных стекляшек, сохранившийся с XIIIвека! Они, там, на Западе, ничего не выбрасывают. У них другое отношение к своему искусству и культуре. Мы же, к сожалению, часто не храним, что имеем.
Главное – качество
Мне нравится искусство без принадлежности к стране, времени, стилистике. У меня в коллекции более 4 000 единиц хранения, в основном это графика, но есть и живопись, русская и европейская, старая и новая.
Я поддерживаю совсем молодых ребят, покупаю работы выпускников российских художественных вузов. Если вижу, что это качественное искусство, мне неважно насколько известно имя художника.
Точно также веду себя на зарубежных художественных аукционах – я не гонюсь за именами, а выбираю только качественные и хорошие работы.
Автор: Татьяна Южанина
Фото автора