Светские беседы

Рашид Урамдан: тема иммиграции для меня глубоко личная

О ЧЕМ ФРАНЦУЗСКИЙ ХОРЕОГРАФ ПОСТАВИТ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ С КИРОВСКОЙ «МИГРАЦИЕЙ»?

В конце ноября Киров посетил французский хореограф-постановщик Рашид Урамдан. Этот визит состоялся в рамках проекта, реализуемого московским агентством театров танца ЦЕХ и рядом культурных центров Франции и Голландии.

По замыслу организаторов проекта 5 высокопрофессиональных хореографов посетят 5 российских городов, где поставят свои спектакли. 

Выбор театра в том или ином городе происходил на конкурсной основе. Одним из таких театров-победителей стал «Театр на Спасской» и его танцевальный коллектив «Миграция».

За время первого пятидневного визита в Киров Рашид Урамдан познакомился и побеседовал с членами коллектива «Миграция», оценил технические возможности «Театра на Спасской». Для непосредственной организации постановки он вернется в Киров уже в январе следующего года. Своим видением предстоящей работы мсьё Урамдан поделился с читателями «Культурной среды». 

Антон Касков: Мсьё Урамдан, Вы приехали в Киров уже с какой-то идеей или намерены найти ее здесь во время творческого процесса? 

Рашид Урамдан: Посредством искусства мне приходится решать социальные и политические вопросы. Этим я занимался и до прибытия в Киров, этим я намерен заняться и здесь.

Я упомянул о социальных и политических вопросах, но прошу понять меня правильно, я не историк и не журналист. Я исследую волнующие меня темы посредством искусства, то есть я не обязан говорить о каких-то реальных событиях и быть при этом максимально объективным, нет, напротив, я имею дело с субъективным мировосприятием и внутренними качествами как своими, так и интересующих меня людей. Поэтому посредством хореографии я создаю автобиографические портреты людей, находящихся в фокусе моего внимания. Меня интересует не сама реальность, а то, какое влияние она оказывает на нас, как она нас формирует и как меняет.

Нет, я не намерен делать проект о самом г. Кирове, меня интересует мироощущение, шести художников – тех людей, с которыми я здесь уже начал работать. Конечно, это мироощущение отразит и определенную реальность Кирова, однако я хочу подчеркнуть, что главным для меня останется внутренний мир человека. 

Антон Касков: Я знаю, что Вы проводили ряд бесед с коллективом «Миграции». Уже на основании полученной от них информации, есть ли какие-то наметки будущего плана, или еще нет? 

Рашид Урамдан: Сбор фактического, документального материала об интересующих меня людях – неотъемлемый элемент моих постановок. Сначала я беседую с ними, потом, конечно, мне требуется время, чтобы как-то осмыслить услышанное, сопоставить его с каким-то уже имеющимися знаниями, дополнить сведениями из других источников, дабы не быть слишком поверхностным.

Сейчас мы обсуждаем феномен иностранца, что такое быть иностранцем, когда мы начинаем чувствовать огромную разницу между нами и другими людьми. Я имею в виду внутреннюю психологическую либо рациональную идентификацию.

Раскрывая индивидуальность, я стараюсь прикоснуться к более общим, глобальным вещам.

Что же касается Кирова, то могу сказать только, что пока я исследую определенные поколения людей. 

Антон Касков: В прессе прошла такая информация: когда Вы узнали о том, что Вам предстоит работать с коллективом, который называется «Миграция», Вы назвали это знаком судьбы. Значит ли это, что саму тему миграции Вы находите наиболее интересной? 

Рашид Урамдан: Меня интересует личностное формирование человека, вынужденного покинуть страну, вынужденного стать изгнанником.

Я понимаю, что на эту тему существуют глубокие научные исследования, но нельзя же отказываться от исследования личного. А для меня это исследование носит именно такой характер.

Я француз, но у меня арабское имя и корни, и мне интересно работать над проектом, который бы мог отразить разнообразие людей, индивидуальность каждого – я считаю это своей политической задачей. Это своего рода сопротивление тому, как мы сами вынуждены определять себя в обществе, и как общество определяет нас.

Поясню это на двух примерах.

У меня был опыт работы с подростками-иммигрантами, которые занимались спортом на достаточно высоком уровне. Мы делали одну постановку, и на сцене мне нужны были люди, которые бы делали различные физические упражнения.

Как обычно, перед постановкой я, желая раскрыть во внутренний мир этих ребят, провел с ними ряд подробных интервью. Наш разговор крутился вокруг каких-то спортивных понятий, категорий... Но на самом деле, когда ребята говорили о спорте, они говорили о себе. Спорт был своего рода ключом, раскрывавшим то, как состояние иммиграции влияет на человека. И мы стали работать над более проблематичными вещами, чем спорт.

Другой проект касался лиц из разных стран мира, подвергавшихся физическим пыткам. Причем речь идет не о бандитских нападениях, а о пытках, организованных на уровне государства, когда многие после этих пыток вынуждены были еще и стать изгнанниками. В этой теме меня больше интересует не сама по себе пытка, а то, как после нее человек возвращается к жизни.

Я работал с такими людьми, отмечая и физические, и психические изменения в их отношении к жизни, стремлении приспособиться к ней.

Хочется увести общество от того стереотипного представления, которое сложилось об этих людях, об иммигрантах. Это моя глубоко личная потребность, потому что для меня говорить об иммиграции – означает говорить о моем наследии, а говорить о пытках – означает приподнимать завесу молчания, существующую в моей семье, ибо мой отец тоже подвергался пыткам во время войны между Алжиром и Францией.

У меня многое основано на теме иммиграции, а работа искусства – это взаимосвязь между чем-то личным – и тем, что, как мне кажется, может задеть зрителя. 

Антон Касков: Русской культуре свойственно методами искусства поднимать вопросы социальные и политические. Наша публика воспитана на таких примерах. Каково Ваше предвкушение русской публики? 

Рашид Урамдан: Я не сосредоточен на ожиданиях, я больше думаю о том, чем важно поделиться. Я не стремлюсь к удовлетворению интересов публики… любой публики. Для меня важнее обратная связь со зрителем: я занимаюсь искусством, а не коммерцией – это всегда рискованно.

А работа, которая будет представлена в Кирове, станет результатом моего взаимодействия с людьми, живущими здесь. 

Автор: Антон Касков

Фото Татьяны Южаниной

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика