Светские беседы

За что дают «Театральную маску»?

РЕЖИССЁР ТЕАТРА «ГРОТЕСК» ГАЛИНА ЯССИЕВИЧ О ЛЮБИТЕЛЬСКОМ СТАТУСЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ СВОЕГО ТЕАТРА

Артисты театра «Гротеск» приступили к репетициям нового спектакля. Сейчас идут читки и выбор пьесы. Все постановки любительского театра драмы – от современных пьес до классических произведений – востребованы кировским зрителем и всегда проходят с аншлагом.

А начинался театр как обычная молодежная студия, постепенно превратившись в настоящий театр с очень серьезным репертуаром. В разные годы «Гротеск» показывал своим зрителям «Мурлин Мурло» по пьесе Николая Коляды, «Самоубийцу» по пьесе Николая Эрдмана, «Поминальную молитву» по пьесе Григория Горина, «Трамвай желаний» по пьесе Теннесси Уильямса, «Свои люди – сочтемся» по пьесе Александра Островского.

За 35 лет своей работы любительский театр много раз становился лауреатом областных и всероссийских театральных конкурсов и фестивалей, а его бессменный руководитель и режиссер Галина Анатольевна Яссиевич в 2008 году стала обладателем престижной театральной премии «Акция».

Эта российская премия призвана поддерживать перспективные театральные проекты, поощрять молодых актеров и лучших студентов российских театральных вузов, поддерживать руководителей народных театров.

Никита Михалков, Олег Табаков, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Кирилл Серебренников лично участвуют в поддержке и продвижении «Акции».

Организаторы премии надеются, что у лауреатов начнется новая, лучшая жизнь в их городах, а народные театры будут замечены и отмечены местной администрацией.

В других городах России так и происходит, но только не в Кирове. И лично Галине Анатольевне эта премия, кроме признания в среде театралов, пусть и на самом высоком уровне, ничего не принесла.

О современном любительском театре вообще и театре «Гротеск» в частности мы беседуем с режиссером Галиной Анатольевной Яссиевич. 

Татьяна Южанина: Каждый год театр «гротеск» дает только по одному новому спектаклю. С чем это связано?

Галина Яссиевич: У нас не репертуарный театр, мы играем одну постановку в год. И всё потому, что мы не имеем больших возможностей: зрители приходят в наш театр со служебного входа в ДК, им нужно подняться на четвертый этаж, пройти по длинным темным коридорам и только потом они попадут в помещение театра, где зрительный зал и сцена практически совмещены. Вот такой у нас камерный театр получается.

Татьяна Южанина: Как происходит выбор очередной пьесы?

Галина Яссиевич: Выбор нового репертуара – самый сложный период работы любого режиссера. Но не я одна участвую в отборе, мне помогают актеры, ведь половина успеха будущего спектакля – это удачный выбор репертуара, а другая половина – это удачное распределение ролей. Дальнейшее уже дело техники и грамотной работы режиссера. Всё будет зависеть от меня и моих бессонных ночей.

В июне на международном фестивале любительских театров «И смех, и слёзы, и любовь…», который проходил в Екатеринбурге, мы прочитали оригинальную, очень современную вещь молодого автора, ученика Николая Коляды. Вполне возможно, что будем ставить именно эту пьесу. У каждого из актеров появится возможность сыграть не одну роль, а несколько часто противоположных друг другу ролей – это интересно.

Татьяна Южанина: В Екатеринбург возили «Свои люди – сочтёмся»?

Галина Яссиевич: Да, за эту постановку я и получила «Театральную маску». В дипломе написано: «За современное оригинальное прочтение классики» – для меня это, конечно, ценно. Мой театр называют не режиссерским, а актерским, хотя я как режиссер могу любую пьесу, что называется, поставить с ног на голову. Видимо, за такое оригинальное прочтение мне и вручили «Театральную маску».

А вообще на фестивале было представлено много интересных коллективов, был Центр интернационального театра Флоренции, студенческий молодежный театр Национальной юридической академии Украины, из Харькова, любительский театр «Зибурис» тз литовского города Йонишкиса, и конечно, театры из России.

Татьяна Южанина: С Николаем Колядой удалось поближе пообщаться?

Галина Яссиевич: У Коляды в Екатеринбурге своя большая школа, свой театр, он много ставит в московском «Современнике». Мы были в его екатеринбургском театре, он расположен в деревянном домике, зрители в зале сидят на простых деревянных скамейках, удобств минимум. Наш зритель все же сидит в креслах, и задние ряды подняты для того, чтобы лучше видеть сцену (смеется).

Я задала Коляде два вопроса. Первый: почему все его спектакли заканчиваются, мягко говоря, жутко, и никакого счастливого конца не предвидится. (Когда я ставила его «Мурлин Мурло», пыталась сделать какой-то оптимистический финал.) Коляда мне сказал: «А зачем счастливый финал? Для чего тогда ставить пьесу? Сначала посмеялись, а в конце заплакали».

Кроме этого, меня интересовало, как его семья сосуществует с театром. Коляда мне ответил: «Моя личная жизнь состоит из шести кошек. Я прихожу, кормлю их и ухожу. Если бы была семья, не было бы театра».

Татьяна Южанина: И это осознанный выбор многих режиссеров, неужели такой жизнью можно быть довольным?

Галина Яссиевич: Если бы в свое время мой муж не понял, на какие жертвы ему предстоит пойти, наш брак ничем хорошим бы не закончился. Только благодаря моему мужу, его поддержке, моральной и, конечно, материальной, я могла заниматься театром все 35 лет. Мы как одна большая семья, для которой театр – это вся жизнь.

В «Гротеске» сложился интересный актерский состав, есть даже династии. Из «Гротеска» вырастают и настоящие звезды. Наш Тимофей Трибунцев сейчас играет в столичном театре «Сатирикон», снимается в популярных фильмах и сериалах – «Дальнобойщики», «Штрафбат», «Подари мне жизнь». А в фильме Павла Лунгина «Остров» он сыграл главного героя в юности.

Татьяна Южанина: Можно сказать, театр «Гротеск» – это своеобразная актерская школа?

Галина Яссиевич: Да, можно. Мы выращиваем актеров. Ведь когда актер отыграет в театре 10 – 15 лет – это уже профессиональный актер. В этом году в Екатеринбурге меня спросили: «Что ваш профессиональный театр делает на фестивале любительских театров?» А ведь мы не профессиональный театр, мы народный театр. Но когда твою работу оценивают и признают профессионалы – это приятно.

Татьяна Южанина: И награды получать приятно…

Галина Яссиевич: Приятно, но не более того. Эти награды мне лично ничего не дают. Если бы я работала в какой-нибудь государственной структуре, да еще с учебным уклоном, в такой, как Дом народного творчества, – это бы имело значение, но я работаю в коммерческом заведении…

Татьяна Южанина: Чего бы хотелось лично для себя?

Галина Яссиевич: Чтобы как можно дольше мог жить театр, чтобы не остался без крыши над головой, а для этого надо, чтобы хорошо шли дела у ДК «Родина». Каждый спектакль ставлю как последний. У нас нет никакой спонсорской поддержки от предпринимателей или субсидий от властей. На фестивали в другие города ездим за свои деньги: сколько заработаем со спектаклей, на то и поедем. Еще финансово помогают свои же актеры, которые занимаются бизнесом. У меня один актер так и говорит: «Я помню, когда сам играл, как это было важно куда-то поехать и показать свою игру, пусть даже в Кирово-Чепецке». Вот так и ездим, представляем область и город на различных театральных мероприятиях.

Автор: Татьяна Южанина

Фото предоставлено Галиной Яссиевич

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика