На этюды за рубеж

Очередной зарубежный пленэр начался еще зимой, с телефонного звонка устроителя и томительного ожидания приглашения, которое всегда идет так долго, будто его по старинке доставляют пешим гонцом...
И вот приглашение получено, начинается оформление визы, планы, сборы и, само собой, корректировка семейного бюджета, исходя из условий участия...

Эти условия на разных пленэрах весьма похожи: дорога и виза за счет художника – визу обычно дают бесплатно, если указать целью поездки культурный обмен, – устроитель, как правило, берет на себя проживание, питание, транспорт, рекламу и организацию выставки, а порой даже оплачивает дорогу и помогает выгодно продать работы, получая за всё одну-две работы от каждого участника. Согласитесь, неплохо. В России таких условий нет и никогда не было.

* * *

Но трудности есть везде. Сколько ни путешествуй, как ни привыкай, а всегда наткнешься на новые, дотоле неведомые проблемы. Раньше, до того, как в аэропорт стала ходить прямая электричка, чего стоил один только выбор между удовольствием ночевать на куче багажа в аэропорту и угрозой помахать своему самолету ручкой из московской автомобильной пробки.

Но что пробки! Вот таможня!.. При поездке поездом – это белорусская и украинская. В других странах все четко и честно, а тут... никогда не знаешь, к чему придерутся. Вообще-то, и правила есть, и соблюсти их совсем не трудно, но, видимо, кое-кому очень хочется получить взятку, а потому тут же начинают возникать «новые правила».

Способ защиты простой – минимально возможная для выезда сумма наличных средств. Увидев такую декларацию, таможенники теряют интерес к «нищему» пассажиру. 

* * * 

gor-2В аэропорте декларацию можно вообще не заполнять, если нет с собой ничего вроде антиквариата и драгоценностей, а денег на общую сумму не более трех тысяч долларов по курсу. С самолетами проблема другая – строгий досмотр того, что берешь в салон. Можно, конечно, всё сдать в багаж, да не получается – обычно перевес. Платить за перевес себе дороже. Хрупкие вещи обязательно надо брать с собой: багаж в аэропортах, мягко говоря, не щадят. Короче, часть багажа приходится брать в салон, и тут опять не знаешь, к чему придерутся. А придерутся обязательно.

С особенным подозрением относятся к холстам, подрамникам и этюдникам. Потрошат упаковку, смотрят, нюхают, то пропускают, то снова задерживают, мурыжат так, что доводят тебя до белого каления, и когда ты в отчаянии готов бросить весь реквизит, пропускают окончательно... Всегда пропускают и всегда заставляют нервничать.

Разумеется, кто-то и может платить за перевес и даже купить все на месте, но не художник. Остается относиться ко всему со здоровой долей безразличия и терпеть...

Терпеть ненавижу эти границы! Вот бы нам художникам, как птицам летать, где сердцу захочется! Как-то в Польше, на пленэре художник из Литвы Лех Аблажей задумчиво так говорит: «Смотри, Серёжа, вот прыгает себе воробей, и даже не подозревает, что он польский...»

Польский пленэр, греческий, немецкий... Как вообще попадают художники на зарубежные пленэры? Способов много, но главное – первая поездка, дальше всё в твоих руках. Отработаешь хорошо – пригласят еще, плохо, – увы, всё сначала и в другом месте. 

* * *

gor-3

Путь к первому зарубежному пленэру у каждого свой. Самое надежное средство быть приглашенным – это рекомендация постоянного и авторитетного участника пленера. Еще можно поехать в рамках культурного обмена или через Союз художников России. Но доступнее всего – терпеливо «просеять» интернет и найти подходящий пленэр. Ссылок предостаточно – только не ленись отправлять резюме да фото в разные места.

Требования везде свои, но не нужно под них подстраиваться, подбирая из своих запасов «близкие» работы. Где-то обязательно понадобишься именно ты.

Нужно быть собой! Увы, не так это просто, как кажется. Многие, косясь на коммерческий успех других участников, начинают писать не в своей манере, подстраиваться под «конъюнктурный» спрос, окончательно теряются и портят себе весь пленэр. А всё потому, что им и в голову не приходит, что спрос этот кто-то годами терпеливо и упорно утверждал своим трудом. Это не ваши дивиденды. Хотя каждому понятно такое простое человеческое желание заработать.

Желание заработать, особенно в первой поездке, следует придержать, чтоб не разочароваться. Сначала надо себя показать в деле, создать себе хоть какое-то имя, только после этого появится спрос и на ваши произведения.

Многие действительно являются мастерами и хорошо известны в своих регионах, но за рубежом они никто. И некоторым из них бывает трудно не столько подтвердить свое мастерство, сколько принять саму необходимость что-то доказывать.

Хотя... Лично я не вижу ничего обидного. Что вы, к примеру, знаете о творчестве знаменитого венгерского пейзажиста Ласло Пала? Вот! И они не обязаны знать о Левитане.

А наш брат-художник зачастую совсем не Левитан... Так что, отправляясь на пленэр, не последнее дело – отбросить иллюзии о собственной известности и дать работе самой говорить за себя. 

* * *

gor-4

А работа, такая любимая и привычная, порой идет совсем не легко. Тут всё может сказаться: оторванность от привычных условий, особенности местного колорита и климата, слабое знание языка и, как следствие, ограниченность общения.

Ограниченность общения, пытаются устранить, как правило, подбирая команду, владеющую, хоть как-нибудь, одним языком. Главное – искренняя, всё преодолевающая жажда общения, товарищество и здоровый соревновательный дух. Как-никак, по твоей личной работе будут судить обо всех российских художниках, об их уровне, школе... Это, пожалуй, как ничто другое обязывает стараться.

Но разумеется, пленэр – это не каторга. И помимо стараний в работе стоит постараться как можно больше увидеть, запомнить, почувствовать и чему-либо научиться. Потому что, уж простите за банальность, именно впечатления, чувства, знания и умения есть наше настоящее богатство, которое нельзя потерять, но можно всегда приумножить. За тем, признаться, и едем.

Особенности европейского восприятия

  • Восточнее тоньше чувствуют искусство и охотнее за него платят; западнее – платят больше, но и больше торгуются.
  • Восточнее на успех продаж больше влияют рекомендации и личные связи, западнее – реклама.
  • Поляки предпочитают видеть в картинах артистизм и эмоциональность, немцы – концептуализм и проработанность, французы – легкость.
  • Немцы и голландцы к работающему художнику подчеркнуто равнодушны, венгры и греки с ним уважительно вежливы, поляки добродушно приветливы, французы бесцеремонны, азиаты (особенно китайцы) навязчиво любопытны.
  • Все туристы, независимо от национальности, мешают как никто!
  • Кто везде одинаков, так это дети. Мы, по своей извечной взрослой привычке не различать отдельных слов в общем щебете их пестрой стайки, не можем найти никаких отличий.

 

Автор: Сергей Горбачёв, член СХР, участник многих международных пленэров

Фото предоставлены автором

Комментарии  

 
#1 Мария 11.08.2014 18:39
скажите как вы провозите материалы? Масло, а самое главное разбавители? как их упаковать и можно ли вообще возить, не относят тройник к легко воспламеняющимс я?
Цитировать
 
Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика