Проникнуть в глубину смешного

ПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ 

3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина состоялось торжественное вручение ежегодной премии за выдающиеся литературные произведения в области современной сатиры. Лауреатом 2013 года стал писатель Юрий Поляков (Москва) с его трилогией «Гипсовый трубач» (2008 – 2012).

В своем ответном слове, поблагодарив жюри за оказанную честь, Юрий Михайлович коснулся и вопроса особенностей современной русской сатиры.

* * *

– Конечно, для писателя получать премию, носящую имя Салтыкова-Щедрина, великого сатирика мирового уровня, вышедшего за рамки российской культуры, – это большая честь. И конечно, Салтыков-Щедрин наряду с Гоголем, с Булгаковым – это мои учителя, те писатели, у которых я учился, на которых я внутренне ориентировался.

Сатира, как известно, – жанр древний и почтенный, и для нашей литературы имеющий особую традицию, но сейчас он переживает очень странные времена.

Если, скажем, при достаточно жестком политическом устройстве Российской империи Россия дала несколько сатириков мирового уровня, если советский период, который тоже, как мы знаем, мягкостью не отличался, дал нам Зощенко, Булгакова, Эрдмана и других сатириков, имевших достаточно серьезное влияние на общественное мнение, то, как ни странно, с обретением свободы слова сатира утратила свой статус властительницы дум.

И те острые оценки, какие-то намеки, изящные издевательские метафоры, которые передавались изустно и из которых была во многом соткана наша картина мира, утратили влияние на общество. С чем это связано, почему изменилась сама конструкция смешного – я не понимаю, это, видимо, предмет для серьезного исследования. Я просто вижу это по достаточно печальной судьбе 16-й полосы «Литературной газеты», которая в свое время, поймав архетип советского смешного, заставила всю страну смеяться, пародировать, разыгрывать друг друга…

И вдруг в какой-то момент эта 16-я полоса стала несмешной, – ну, может быть, слегка забавной. Я как редактор «Литературной газеты» сначала не понимал, в чем дело, думал, что здесь имеет место человеческий фактор, что нужно менять заведующих отделом (это проще всего, их мы поменяли много)...

Однако ж, нет, тут какое-то явление онтологического плана, которое надо исследовать, которое надо понимать. И видимо, для того, чтобы сформулировать в художественной системе, в системе художественных символов это новое смешное, это новое комическое, нужен новый Салтыков-Щедрин, нужен новый Гоголь, нужен новый Зощенко. И все мы, кто сейчас подвизается на сатирической ниве, хотя сам я, в общем, условно сатирик – я прозаик с таким сатирическим уклоном – все мы, конечно, в душе надеемся сформулировать новый архетип комического, а получилось или нет, станет понятно, видимо, только со временем... Современники вообще с трудом воспринимают реальный масштаб литературных событий.

И моя ироническая эпопея «Гипсовый трубач» – это как раз попытка такого формулирования нового комического. Удалась она – не удалась судить не мне, а конечно, читателям, критикам, исследователям.

Автор: Антон Касков

Фото автора

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика