Сергей Лукьяненко: откуда я черпаю вдохновение?

ИЗ ОТВЕТОВ АВТОРА «ДОЗОРОВ» НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

21 августа после церемонии вручения премии имени Александра Грина Сергей Лукьяненко, известный российский писатель-фантаст, автор цикла произведений о «Дозорах» встретился в библиотеке им. Альберта Лиханова с читателями и ответил на их вопросы.

Коротко о себе

Я родился 42 года назад в г. Джамбуле (Казахстан). Там я жил до 17 лет, затем учился медицине в г. Алма-Ате, и тогда же начал писать, причем писать именно фантастику. Врачом я проработал всего год, ибо за это время понял, что литература мне нравится больше. Сейчас я живу в Москве, вот уже 13 лет, пишу книги, воспитываю двоих сыновей… также двух собак, двух птичек и нескольких аквариумных рыбок.

Если говорить о моих хобби, то есть у меня одно довольно странное: я коллекционирую фигурки мышей, деревянные, каменные, металлические – разные. Буквально на днях я попытался сосчитать, сколько их у меня накопилось, – насчитал около 1200 – 1300. Это два больших шкафа, специально сделанных для их хранения.

О своем чтении

Фантастику я любил с детства. Жюля Верна просто обожал. Во взрослом возрасте читать Жюля Верна очень трудно, потому что когда ты на три страницы получаешь полное описание того, что герои нашли в сундуке, которое выкинуло море, или на 10 страниц описание того, как они из селитры, каменного угля и еще чего-то делают порох – это кажется невероятно занудным, но в возрасте лет десяти это почему-то вызывает дикий восторг, во всяком случае у меня вызывало. Став несколько старше, я переключился на других «занудных» писателей, уже совсем серьезных. С особой увлеченностью я стал читать Чарльза Диккенса, которого теперь, будучи взрослым, тоже читать не могу. Ну и наконец, я взялся за фантастику во всех ее видах. Я читал практически все, что у нас выходило и что у нас переводилось. А вообще я всегда был очень начитанным ребенком. У родителей была большая библиотека, и, мне кажется, я читал буквально всё, где были понятные буквы.

Нашло ли это отражение в моем творчестве? Сложно понять, как это отражается, прямо или не прямо, но вдруг замечаешь, что всплывает какая-то цитата, или потом уже понимаешь, что ты пишешь, переделывая, полемизируя с каким-то отрывком из чего-то, прочитанного в детстве, или даешь какую-то отсылку абсолютно сознательно. При этом ты понимаешь, что эту отсылку заметит один из 10 000 читателей, и только один из 100 000 поймет, что это сознательная отсылка. Это, в самом деле, очень странно – то, что набор бессистемно прочитанных в детстве книг определяет всю дальнейшую жизнь.

А из недавнего… Последнее, что я прочел – очень смешной цикл книг интересного уэльского писателя Джаспера Ффорде о приключениях литтектива Четверг Нонетот. Да, очень странное название и мир там описывается очень странный. Это фантастика, гротеск… полный сумбур. Но книги кажутся интересными, если очень хорошо знаешь английскую литературу, поскольку в них содержится множество отсылок к самым разным произведениям английской литературы. Я не могу рекомендовать их всем и каждому, кому-то они покажутся полным бредом, а мне они нравятся.

О работе

Меня спрашивают о работе в соавторстве. Каково это? Обычно это и сложнее, и продуктивнее, нежели работа индивидуальная. Дело в том, что когда пишешь в соавторстве, ты будто играешь в некую игру. Соавторы обычно разбивают текст на главы, на фрагменты. Каждый пишет какой-то фрагмент, а потом их стыкуют между собой. Естественно, здесь есть элемент соревнования: ты хочешь написать свой отрывок так, чтобы он получился лучше, чем у твоего соавтора, ты хочешь похвастаться перед ним, хочешь его чем-то озадачить, подбросить ему какой-то сложный момент… Работа в соавторстве – любопытное занятие, однако, на мой взгляд, в нем все-таки больше игры, чем собственно литературы. Ведь речь идет не о таком глубоком соавторстве, которое было у Аркадия и Бориса Стругацких или у братьев Вайнеров, когда люди составляли полноценного автора только вдвоем.

А так… В соавторстве пишется азартнее, быстрее, хотя в то же время ты понимаешь, что не можешь полностью распоряжаться персонажами, и это порой очень досадно.

Я три раза работал в соавторстве – и каждый раз это было по-своему интересно.

О вере

Я верующий человек, православный христианин. И крестился я уже достаточно взрослым человеком. А именно после того, как написал цикл романов под названием «Холодные берега». Романы эти очень спорные, с христианской точки зрения, потому что в них описывается мир, в котором Христос погиб во младенчестве, и роль Христа берет на себя обычный человек. Да, ему даны божественные силы, но он все же не Христос, и мир получается совсем другим. Когда я писал эти книги, я был вынужден прочитать очень много религиозной литературы, и в результате у меня возникло глубочайшее ощущение того, что логика всего описанного в Библии – не человеческая, и никакой человек такую логику выдумать просто не мог… Я пришел к выводу, что Библия – это все-таки правдивый документ. И когда я дописал, я понял, что больше не могу чистосердечно называть себя атеистом, пошел в церковь и принял крещение. А что до моих друзей, то у меня есть друзья-верующие христиане, есть верующие, но не христиане, есть друзья-атеисты, включая и воинствующих, – это их право. Вера – личное дело каждого.

О вдохновении

Откуда я черпаю вдохновение? Это слишком просто – представлять себе в качестве источника какое-то «волшебное» средство: выпил чашку какого-то чая, послушал какую-то музыку – сел и начал творить. Такого средства нет, и в то же время источником вдохновения может служить всё, что угодно, от каких-то позитивных эмоций до скуки или какого-то расстройства, обиды, боли… Всякий раз это должен быть какой-то эмоциональный раздражитель… Знаете, это как у моллюска... Когда на его тельце попадает песчинка, то, чтобы она его не раздражала, моллюск начинает обволакивать ее перламутром. Вот так и писатель… Если его душу что-то царапает, он начинает «обволакивать» это словами…

Ну а если говорить о прозе жизни, о какой-то писательской рутине, то, конечно, надо сесть за компьютер, налить себе чашку крепкого зеленого чая, либо крепкого кофе и работать, работать.

Об экранизациях

Экранизации в нашей стране проходят по такой схеме: кто-то приходит и говорит, мол, мы хотим взять Вашу книжку и экранизировать, за это мы дадим Вам денег, да еще и снимем прекрасный фильм! На это писателю надо отвечать: «Денег давайте, посмотрим, что будет», – потому что в 99% случаев ничего не снимают. Потом проходит года 3, 4, 5 – в зависимости от условий договора – права на экранизацию возвращаются и можно ждать следующего кинематографиста… Замечательный тому пример – писатель Гарри Гаррисон, автор фантастического цикла о Крысе из нержавеющей стали. Так вот, он и говорит, что эта «Крыса» его уже 50 лет кормит, потому что лет 50 Голливуд продлевает с ним контракт на экранизацию его цикла, хотя ни одного фильма так до сих пор и не сняли.

Что же касается меня, то в прошлом году по «Мальчику и тьме» собирались делать мультфильм, нарисовали много интересного, написали неплохой сценарий, предложили ряд задумок, но… В самый ответственный момент основной продюсер побоялся дать денег – и проект заморозили. В подвешенном состоянии находится и фильм «Глубина». Вообще, есть масса проектов, находящихся в той или иной степени запущенности, причем слово «запущенность» здесь можно одновременно понимать в обоих смыслах.

Единственный проект, который, по моему мнению, действительно, может стартовать в этом году, – это мультипликационный проект связанный с «Дозорами». Действие будет происходить в мире «Дозоров». Большего я пока рассказать не могу.

Автор: Антон Касков

Фото Татьяны Южаниной

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика