Эволюция народного искусства: традиция и модерн

«Мудрить – мудри, а от Хохломы не отходи», – сказал как-то своим ученикам Никандр Григорьевич Подогов, выдающийся мастер хохломской росписи. Фраза эта, сказанная в далеких 1970-х, актуальна и по сей день, причем не только для мастеров хохломской росписи.

Что сегодня понимать под традицией в современном народном искусстве, и в чем заключаются традиции конкретных народных промыслов? Не означает ли сегодня приверженность традиции приверженности консерватизму?

Многие десятилетия искусствоведы, историки, художники-практики по-разному отвечают на эти вопросы. И до сих пор проблема осмысления традиций в народном искусстве остается одной из самых сложных, и самых актуальных. Ее значимость в настоящее время ученые оценивают не только с позиций теоретических, но и с позиций практических, непосредственно связанных с повседневной жизнью современных народных художественных промыслов.

 Кто в ответе за традицию?

В далеком прошлом предметы народной культуры создавали крестьяне, городские и деревенские ремесленники. Знания и опыт, определенное видение картины мира тогда наследовалось от отца к сыну, от мастера к мастеру одной деревни, бережно сохранялось и передавалось, как сейчас говорят, вместе с устоявшимся этнографически-региональным укладом жизни. На Кавказе или Крайнем Севере подобное народное творчество существует и в наши дни благодаря своей особой географической замкнутости. Тамошние мастера менее всего зависимы от общественного мнения и моды в народном искусстве.

Сегодня народные промыслы сохраняются и развиваются как коллективами мастеров, так и отдельными художниками. Всех их объединяет общий труд над каким-то определенным местным промыслом и определенной местной художественной традицией.

Обратите внимание на особенности названий народных промыслов: дымковская игрушка, кукарское кружево, городецкая роспись, великоустюгские узоры, уральский камнерез, вологодское кружево, жостовская роспись, палехская лаковая миниатюра... Сначала мы называем местность, где промысел зародился, где вбирал в себя особенности местного характера и быта. И сегодня уже невозможно представить, что дымковскую игрушку будут расписывать где-нибудь в Иркутске, а кукарское кружево плести в Астрахани. И даже если подобное происходит в России или за границей (уже известны случаи китайских «дымковских» игрушек и китайской «хохломской» росписи) – это не вопрос миграции промысла и мастеров, а, скорее, коммерческая предприимчивость руководителей некоторых сувенирных предприятий.

Как отмечает в своих научных работах Ирина Богуславская, сегодня переезд мастера в другую местность, лишает его контактов с коллективом, в котором он сложился как художник, лишает полезной критики и контроля товарищей, благодаря которым испокон веков отрабатывались традиции народного искусства. В отрыве от своей среды мастер может стать обычным ремесленником, повторяющим по инерции заученную технику, а это ведет к вырождению искусства. Оторвавшись от корней, мастер может перейти и в категорию художника-индивидуала, если, конечно, обладает достаточно сильными и яркими творческими данными. Только вот сохраниться ли традиция в его изделиях или это будет уже нечто новое? Ответ на этот вопрос может дать только время...

Где научат промыслу

Если раньше традиции промысла передавались от мастеров лишь членам их семей, а позднее и немногим ученикам, то сегодня молодые люди могут овладеть народными промыслами в профессиональных училищах.

В Семенове, например, готовят мастеров и художников по специальностям «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Семеновская роспись», в Федоскино обучают жостовской декоративной росписи по металлу и миниатюрной живописи по эмали – финифти, в Холуе готовят художников по лаковой миниатюре на папье-маше и иконописи.

evol-prom-2

Но поистине настоящими художниками станут лишь те ученики, кто сумеет за время учебы органично усвоить местную школу и традиции конкретного промыла, а не только набор неких навыков и приемов.

В Кирове и Кировской области также существуют профессиональные учебные заведения, которые готовят художников и мастеров для предприятий сферы народных художественных промыслов. В ВятГУ студентов обучают технологиям художественной обработки дерева и металла. В профессиональном училище № 19 (Киров) можно получить специальность художника росписи по дереву, здесь учащиеся осваивают традиционные городецкую, хохломскую, урало-сибирскую, мезенскую росписи и лаковую миниатюру Палеха, Мстеры, Федоскина. Приоритетное направление для училища – это обучение росписи матрешки. В Индустриально-педагогическом колледже (Советск) готовят кружевниц, здесь также имеются мастерские по вышивке, лозоплетению, резьбе по дереву. В Вятском агропромышленном техникуме (с. Бобино, Слободского района) обучают художников по дереву, инкрустаторов, художников по костюму с умением выполнять ручную и машинную вышивку и роспись по ткани.

Обучать-то промыслу у нас обучают, вот только желающих учиться народному искусству, с каждым годом становиться всё меньше. Молодежь не видит перспективы, не представляет, где будет работать после получения специальности. Вот и приходится руководству училищ идти на разные ухищрения, чтобы привлечь учащихся и сохранить преподавательские коллективы.

Пока руководство училищ думают, где брать учеников, руководители предприятий-производителей народных промыслов задумываются о создании своих собственных школ.

Так, директор компании «9 Марта» Раиса Полякова (ее предприятие производит и реализует в собственном салоне «Вятское кружево» кружевные и льняные изделия) планирует открыть в Кирове школу кружевниц. На данный момент решаются вопросы с областным Центром занятости населения о лицензировании, преподавательском составе, помещении, оборудовании.

Подобная школа кружевоплетения даст выпускникам возможность выбора – стать индивидуальным предпринимателем и выполнять заказы компании, стать сотрудником самой компании или при наличии свободного времени и желания совмещать свою основную работу с выполнение заказов на дому.

В последние годы в Кирове стали активно открываться разнообразные мастерские, студии ремесел, при музеях и Домах творчества проводятся мастер-классы. На занятия в такие учреждения может придти любой желающий, возраст здесь значения не имеет. По словам Надежды Менчиковой, директора «Студии ремёсел», в эту студию на занятия ходят и трехлетние дети, и родители детей, и бабушки. И каждый обязательно находит что-то свое. Одним нравиться рисовать, других привлекает кружевоплетение или батик, лепка или ручное ткачество. Такой интерес к народному искусству Надежда Николаевна объясняет тем, что сейчас люди начинают понимать, как это важно иметь в своих домах рукотворные вещи, сделанные для себя и своими руками. Проходят в «Студии ремёсел» и выставки, когда учащиеся студии представляют свои работы на городских, а иной раз и российских смотрах-конкурсах – это тоже дает определенный стимул, желание совершенствоваться в промысле и дальше.

Работа подобных студий ремесел – это, в первую очередь, организация для людей полезного досуга. Какой-то определенной профессии здесь не получишь, да и не это является главной задачей студий. Привить интерес к народной культуре, популярно рассказывать о народных промыслах и традициях, научить своими руками создавать красивые изделия, а тем самым поддержать жизнь и самих народных промыслов.

Авторские произведения или прощай традиция

В наши дни на выставках, всевозможных фестивалях и ярмарках во всех уголках страны можно встретить большое количество изделий современных авторов, лишь повторяющих в общих чертах приемы старых мастеров Архангельска, Вологды, Городца, Твери, Тулы. Причем выполнены такие работы с большим уважением и искренностью – многим современным мастерам эти «архаические» приемы кажутся их собственным открытием, собственным образом художественного мышления. Однако не будучи основанными на достоверных (академических) знаниях в области народного искусства, такие работы по сути своей являются авторским индивидуальным творчеством с элементами народной традиции.

evol-prom-3

Мастера, обладающие собственно народно-художественным мышлением, встречаются довольно редко. В XX веке вообще народное искусство стремительно преобразуется в авторское. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к творчеству тех же палешан, мстерцев, федоскинцев. Каждая созданная ими вещь, как правило, имеет авторскую подпись, а теперь и свое клеймо – технический знак во избежание подделки.

Одновременно с активизацией индивидуальных черт в авторских изделиях происходит и своего рода деканонизация промыслов. Традиции и каноны, несмотря на внимание худсоветов и деятельность искусствоведов, постепенно расшатываются. Расширяется ассортимент изделий, обновляются старые предметы и орнаменты, мотивы, приемы декора заменяются новыми – чаще всего с современной тематикой. Канон, как определенная система, начал заметно распадаться на отдельные элементы: преобладает то цвет, то линия, то композиция. Подобные элементы компонуются современными мастерами довольно произвольно, не столько по правилам канона, сколько по воле автора-исполнителя. Все это свидетельства того, что многие народные промыслы больше и больше отдаляются от исконной народной культуры, превращаясь в высокохудожественные произведения подлинно современного искусства.

Автор: Татьяна Булатова

Фото автора

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика