Куда уходят ТЮЗы?

ПОСТСОВЕТСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗАТРОНУЛИ И ДЕТСКИЙ ТЕАТР

Интерес к теме детских постановок в кировских театрах возник у меня после беседы с одной из наших читательниц. Женщина пожаловалась на то, что в Кирове совершенно не на что сводить ребенка в возрасте 9 – 13 лет - все имеющиеся в наличии детские спектакли уже давно посещены и не по разу, а премьеры для детей случаются крайне редко. При этом заботливая мама обязательно хотела, чтобы ребенок имел возможность посещать не только веселые развлекательные постановки, но и серьезные, дающие пищу для размышлений и обсуждений увиденного. И, вообще, резюмировала читательница, нашему городу не хватает подросткового-молодежного театра.

А действительно, так ли уж необходим сегодня Кирову специализированный детский или молодежный драматический театр или достаточно того, что театры для взрослых включают в свой репертуар постановки для детей? В чем особенность детских спектаклей? Так ли уж непременно они должны выполнять просветительскую, воспитательную функцию?

Создатели ТЮЗовского движения

Так уж идеологически сложилось, что в советское время детским спектаклям государство уделяло особое внимание. Москва, Краснодар, Саратов – эти города в начале 1920-х годов стали первыми в нашей стране, где открылись детские театры. Еще раньше весной 1918 года при Моссовете был организован Детский отдел театрально-музыкальной секции, которым руководила Наталья Сац, она привлекла к работе с детьми актеров Игоря Ильинского, Марию Бабанову, писателя Илью Эренбурга. В декабре 1918 года в Петрограде стали действовать специально созданные «Курсы по руководству детскими театральными представлениями и праздниками», на которых преподавали Всеволод Мейерхольд, Александр Брянцев и другие режиссеры. А в феврале 1922 года в Петрограде открылся Театр юного зрителя, и хотя этот театр не был первым советским театром для детей, но именно в нем, как писали газеты того времени «...была создана продуманная художественно-педагогическая программа воспитания юных зрителей средствами искусства, ставшая фундаментом всего тюзовского движения в стране...». Или «...работа этого театра давно переросла границы узкопедагогических заданий театра для детей, его спектакли давно уже ставят и разрешают насущные общественные задачи...».

Детские театры в 1920 – 1930-х годах были разными и очень не похожими друг на друга. В одних театрах артисты могли импровизировать текст и играть без занавеса и декораций, а дети сидели на большом ковре, в других театрах предпочитали играть в традиционном антураже.

При этом создатели театра для детей уже в то время хорошо понимали, что юному зрителю мало только веселых сказок и игровых, приключенческих представлений. «ТЮЗ, – писал Брянцев, – раз навсегда должен отказаться от так называемых «детских» пьес и обосновать свой репертуар не на маргариновой, а на подлинной литературе, отбирая из ее сокровищниц то, что доступно театральному восприятию определенных возрастных групп».

2tz

В 1920 – 1930-х годах ведущим действующим персонажем на сцене детского театра был беспризорник, потом подросток, помогающий взрослым восстанавливать разрушенную страну, позднее школьник, потому что учение, тяга к знаниям и школьные дела стали главными задачами для юного поколения страны. В театр детей повели классами, школами, целыми детскими домами. Такое повально-массовое посещение театральных постановок приобщало «юных строителей коммунизма» к массовой культуре.

Уже в 1950 – 1960-х годах социальная ситуация изменилась и в стране, и в детском театре. Так в Ленинградском ТЮЗе Зиновий Корогодский, сменивший на этом посту руководителя театра Александра Брянцева, берет очень прогрессивный курс на индивидуальные, семейные посещения театра. Теперь главным стало привлечение в детский театр родителей с детьми.

Были советские ТЮЗы и своеобразной отдушиной для молодых режиссеров-экспериментаторов. Известно, что идеологическое давление на детские театры было слабее, чем на взрослые академические, – это давало режиссерам ощущение относительной свободы, творческого полета, поиска. Результаты говорили за себя – всегда полные залы Центрального детского театра (ныне РАМТ), когда в нем работали Олег Ефремов, Анатолий Эфрос. Настоящим культурным явлением считается Ленинградский ТЮЗ Зиновия Корогодского, говорят, москвичи до сих пор помнят гастроли этого театра, когда была вызвана конная милиция для сохранения порядка, а зрители в зале висели буквально на люстрах...

Тогда почему же с началом 1990-х всем хорошо известная аббревиатура – ТЮЗ – как-то незаметно исчезла, уступив свое место другим названиям? И действительно ли со сменой названия бывшие детские театры перестали ставить для детей? Так что же в наше время вдруг случилось с театрами юного зрителя, особенно в провинции?

Грустные цифры

А случилось то, что произошло не только с детскими театрами, – со сменой общественно-политического строя советский театр перестал быть тоталитарным, рухнул культ личности одного, как правило, главного режиссера. Стали активно развиваться новые формы – театр-мастерская («Театр Петра Фоменко»), театр-студия («Табакерка» Олега Табакова), при каждом мало-мальски крупном театре стали открываться собственные театральные студии или лаборатории. Теперь уже в театрах на заглавных режиссерских ролях творят не только признанные мэтры, но и их ученики. Так со временем возрастная тюзовская аудитория стала размываться. Все чаще и все больше режиссеры театров по названию остававшихся «театрами юного зрителя» захотели ставить спектакли для взрослой аудитории. А театры, еще сохранившие верность детским постановкам, как-то медленно, но верно отошли в тень. И не будучи узким специалистом в театральной сфере, сегодня очень трудно перечислить сохранившиеся или вновь возникающие в России как детские драматические театры, так и сразу же припомнить детские постановки, о которых бы говорили массовые центральные СМИ. Складывается впечатление, что детские театры прочно задвинуты куда-то на периферию современных общественных и государственных интересов.

3tz

Однако это совершенно не означает, что интерес к детским спектаклям у зрителя напрочь отсутствует. Интерес есть, правда далеко не у всех. Как рассказал нам Андрей Ярлыков, режиссер нижегородского театра «Комедiя», в театр ходит 3% от всего населения города – это ужасная цифра, но это факт – 97% населения вообще никогда не посещает никакие спектакли и живет себе прекрасно, реализуя себя в чем-то другом.

Мне не удалось найти достоверных сведений о посещении взрослыми зрителями кировских театров вообще и детских спектаклей в частности. В моем распоряжении есть лишь данные, полученные несколько лет назад в Москве при проведении анкетирования 225 взрослых людей во время их посещений детских спектаклей. На основе этих данных социологи составили портрет «типичных зрителей» детских спектаклей.

Получается, что среднестатистический ребенок ходит в театр 3,7 раза в год. 15% детей побывали в театре лишь один раз за весь год. Только 5% опрошенных взрослых полагают, что их ребенок ходит в театр «достаточно часто», до 10 раз в год.

Ключевым фактором, препятствующим семейному выходу в театр, по мнению родителей, является «недостаток информации о детских постановках в Москве» – так ответили 60% опрошенных. Следующие два препятствующих фактора – «лень, нехватка времени» (25%) и «высокие цены на билеты» (15%). Каждый пятый опрошенный отметил, что в Москве вообще мало детских спектаклей. Социологи делают вывод, что при улучшении информирования о детских постановках вполне реально довести средние показатели посещаемости театра детьми с родителями до 5 раз в год. С учетом того, что активный возраст посещения детских спектаклей длится около 7 лет, в Москве должно быть (идти одновременно) не менее 35 детских постановок.

Вот и получается, родители и только родители с раннего детства могут приобщить ребенка к театру, иначе он может вообще остаться вне его сферы. При этом как детским, так и академическим театрам с детским репертуаром пора самим предпринять целый ряд шагов: от введения в свой репертуар новых детских постановок и обновления уже идущих до продуманного грамотного продвижения детских спектаклей, чтобы дать возможность жителей своего города познакомиться с миром детского театра.

Сколько «детского» видит кировский зритель

В Кирове сегодня работает три театра, два из которых считаются взрослыми – это Кировский областной драматический театр и «Театр на Спасской», оба театра в своем репертуаре имеют детские спектакли. Единственный официальный детский театр – театр кукол долгие годы находился в забвении, не имея своей постоянной сцены, театр вынужден был давать спектакли в разных залах, при этом ежегодно театр ставил по нескольку новых постановок в год. Премьеры только этого года – «День рождения Белочки», «Сливовая косточка», «Дуняша». С долгожданным открытием нового здания для театра кукол интерес к этому детскому театру, скорее всего, вновь возрастет. И даже если родители пойдут смотреть только новое помещение, дети все равно увидят спектакль.

Фактически «Театр на Спасской» уже давно не является ТЮЗом и давно показывает взрослый репертуар, однако именно этот театр в культурных кругах Кирова традиционно продолжает считаться молодежным. Подтверждая это мнение, Борис Павлович, художественный руководитель «Театра на Спасской», сообщил, что треть всего репертуара он ориентирует на подростковую аудиторию. Именно для подростков в театре с аншлагом идут недавние премьеры «Мифы Древней Греции», «Маленький принц».

4tz

Ученик Короготского, Борис Павлович, как и его учитель, отрицает жесткое разделение зала по возрастным категориям, выступая за смешанный зал, предлагая ввести категорическую нижнюю возрастную планку, например, рекомендовать не посещать тот или иной спектакль лицам моложе 10 или 16 лет; при этом введение верхней возрастной планки не предполагается. Чем больше в зале разных по возрасту зрителей, тем живее пройдет спектакль, тем более неоднозначной и непредсказуемой будет реакция публики, тем артистам будет интереснее играть. За счет смешанных возрастных групп «Театр на Спасской» продолжает большую часть репертуара ориентировать на молодежную аудиторию.

Кроме того, два раза в год в театре обязательно ставят спектакли для самых маленьких зрителей. «Волшебное колечко», «Аленький цветочек» – недавние премьеры «Театра на Спасской». Впереди еще одна – «Дядя Степа» по произведениям Сергея Михалкова.

Театр начинается с вешалки и... идеи

Так много это или мало для взрослого провинциального драматического театра – ежегодно представлять на суд зрителей по 2 новых детских спектакля, да еще по 4 – 5 взрослых? Этого достаточно, уверен Борис Павлович, чтобы количество спектаклей не снизило их качества.

Только многообразие специализированных театров может дать обилие качественных спектаклей, в том числе и детских, как это бывает в театральных городах, таких, как Москва, Петербург, Екатеринбург. «Если рассуждать отвлеченно, – продолжает Борис Павлович, – то, конечно, хочется, чтобы в Кирове работало минимум пять театров: один детский, три молодежных, один драматический. И это помимо музыкального театра и балетно-оперного. И чтобы они конкурировали между собой, предлагая новые формы, идеи, прочтения».

Да, есть в Кирове Театр классического танца и несколько известных самодеятельных драматических театров, ютящихся в различных ДК. Но какой из них действительно знаком кировскому зрителю? Настоящий театр для среднестатистического зрителя начинается с вешалки, а точнее, со здания и с той неповторимой атмосферы, которую излучает только этот конкретный театр.

5tz

В свое время в Москве открылся театр «Тень» – домашний театр, в котором работают профессиональные актеры, а для постановки приглашаются известные режиссеры. Спектакли театра «Тень» могут проходить и в детском саду для 20-и ребятишек, и дома у ребенка. В Петербурге работает театр «Карлсон-хаус», в течение двух лет играющий всего один спектакль про Карлсона, который живет на крыше. И руководители театра, действительно, сняли чердак дома на Фонтанке. Чердак оборудовали под домик Карлсона, в который родители приводили своих детей, а сами ждали окончания спектакля в другом помещении, потому что на этот чердак вела лишь крохотная дверца, в которую невозможно было войти взрослому человеку.

Естественно, такие театральные идеи можно реализовать лишь при наличии целого ряда традиционных театров, как бы ни были такие идеи интересны и режиссеру, и артистам, и зрителю.

Автор: Татьяна Булатова

Фото предоставлены «Театром на Спасской»

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика