Чего народ не даст культуре?

ИЛИ ПОЧЕМУ В КИРОВЕ ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ТЕАТРЫ НЕ ПЕРЕРАСТАЮТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

Около года тому назад, в качестве одной из причин отсутствия в нашем городе театральной критики, художественный руководитель «Театра на Спасской» Борис Павлович назвал недостаток в Кирове самих театров. По мысли Бориса Дмитриевича, три существующих театра (драматический, «Театр на Спасской» и Театр кукол) просто не могут создать необходимый театральный процесс, для этого надобно, по меньшей мере, четыре-пять театров. Однако где их взять? 

А не пойти ли в народ?

Да и отчего бы не пойти? Благо, народных театров у нас предостаточно. По словам главного режиссера ОДНТ Владимира Крицкого, в Кировской области насчитывается более 40 театров, имеющих звание «народный» (дается отличившимся взрослым коллективам) и «образцовый» (отличившимся детским), тогда как в других регионах таковых наберется в среднем по 12 – 15. Так что недаром люди сведущие называют Киров столицей любительского театрального искусства. Печально только, что широким слоям самого кировского люда все эти народные театры просто неведомы.

И все же, при наличии необходимых ресурсов любой из них может присоединиться к нашей большой театральной тройке… теоретически. Ну а практически… даже лучшие из кировских народных театров едва ли смогут этого добиться, и причина кроется отнюдь не в профессиональных качествах их режиссеров и актеров, а в самой сути, в самой идее любительского театра. 

Спешите видеть

Начнем с того, что народный театр – это театр прежде всего любительский. То есть основу актерского корпуса народных театров составляют люди, уже нашедшие себя в жизни, игра на сцене для них – просто отдушина, хобби. Соответственно, и вопрос о том, как любительскому театру перерасти в профессиональный, ставить перед ними просто бессмысленно.

Другое дело режиссеры. Конечно, и для них работа в театре – это во многом добровольческий, даже в некотором смысле подвижнический труд. Но в отличие от актеров, режиссеры любительских театров отнюдь не вольные стрелки, а часть системы – системы любительских театров… Самая, пожалуй, низовая ее часть. То есть режиссер любительского театра – уже не любитель, и каким бы ни был его профессиональный уровень, он профессионал, ибо официально трудоустроен и получает за свою режиссерскую работу деньги, хотя бы и маленькие.

Вообще, современное положение режиссера любительского театра – это некий пережиток советских времен. Оно наглядно показывает, что, с одной стороны, общество еще не достигло таких высот самоорганизации, чтобы самостоятельно объединяться в творческие коллективы и прекрасно самоуправляться в них при минимальной поддержке властей; с другой стороны, власти, прекрасно понимают, что действуют в реалиях вовсе не советских, тем не менее, продолжают опираться на давно устаревшие командно-административные методы.

В этой ситуации положение режиссера устраивает всех. Оно просто идеально! Для одних он – бесплатный массовик-затейник (или творческий идол, но тоже бесплатный), для других – организатор, просветитель и учитель народных масс, и опять же практически бесплатный! Народ с него спросит как с вождя и учителя, власть с него спросит как с последнего подчиненного, а с кого спросит он? Вот она, трагедия советской интеллигенции! Возможно, последний ее акт. Как говорится, спешите видеть.

 Заложники ситуации

Lubit-teatr-2

Однако мы несколько отвлеклись. А вернемся мы к тому, что режиссер любительского театра, будучи профессионалом, является той фигурой, которая вполне способна задуматься о профессиональном театре. И думам подобного рода режиссеры порой предаются без чьих-либо навязчивых подсказок. Так что же мешает им пойти дальше размышлений?

Галина Яссиевич, руководитель народного театра «Гротеск» (ДК «Родина»), поведала мне, что, действительно, иногда мечтает о том, чтобы ее театр обосновался в каком-то отдельном специально обустроенном домике. Впрочем, сама Галина Анатольевна прекрасно понимает, что это всего лишь мечты. Полагаться на актерский состав из любителей, хотя и обладающих высоким мастерством, как на профессионалов она не может: «Я не могу играть пять спектаклей в неделю хотя бы только потому, что мои актеры работают в других местах. Это главная проблема». Другая проблема – инфраструктура. «Мне не хватает места для того, чтобы играть два спектакля параллельно, – продолжает Галина Яссиевич, – Поэтому я вынуждена снимать те спектакли, которые еще можно играть, и ставить новые. Впрочем, сцена меня вполне устраивает, я уже привыкла к ней. Меня не устраивает зал. Он рассчитан всего на 57 мест, а мне бы хотелось зал мест на 100».

Не спешите ухмыляться, отнюдь не честолюбие стоит за этим пожеланием, а суровая необходимость, ибо помимо организаторских обязанностей, на руководителях народных театров лежит еще и обязанность добывать финансы для собственного театра. Вот уж кто, действительно, и швец, и жнец, и на дуде игрец!

Но как же так?! Режиссер на то и режиссер, чтобы сосредоточиться исключительно на творческом процессе! Оказалось, нет. Как рассказала мне Валерия Дмитриева, бывший режиссер народного театра «Проспект-38», с режиссеров народных театров, требуют в обязательном порядке зарабатывать: «Раньше, в советские времена, ДК содержались профсоюзами, которые выступали и в качестве спонсоров. У меня как режиссера не было проблем найти деньги на закупку чего-то для спектакля. Я была занята только творчеством. Соответственно, и зрители приходили бесплатно, с нас не требовалось выполнение финансового плана. А вот сейчас надо, чтобы коллектив составил план на год и зарабатывал деньги, а если у тебя не получается заработать, значит, ты плохой руководитель. А как мне, спрашиваю, заработать?.. Советуют дать выездной спектакль… Хорошо, но где я возьму транспорт, за какие деньги? Автобус стоит дорого... У нас один администратор на все театры. Для каждого народного театра должность администратора не предусмотрена. Значит, это я должна бегать искать зрителя, организовывать его, а также ведать площадкой, где я работаю. И при этом мои ресурсы только сокращаются. Был у меня на ставке звукорежиссер, сократили – жирно, мол, теперь на репетиции я бегаю с магнитофончиком, а звукорежиссер у нас общий, я его вызываю только на две генеральные репетиции, разумеется, это снижает качество спектакля. Осветителя здесь вовсе нет. Ставки слишком маленькие. Мы же на бюджете. Я не говорю, что нет никакой помощи от руководства. Деньгами помогают, но по заранее составленной и утвержденной смете и в очень ограниченных количествах. В общем, сама я должна бегать зарабатывать. Я не умею этого делать, а приходится. Говорят, мол, раз Вы руководитель самодеятельно коллектива, то Вы должны быть всем».

Комментируя данное высказывание, заместитель директора ОДНТ по творческо-методической деятельности Павел Пудов сообщил, что функции администратора того или иного народного театра лежат на том ДК, при котором существует этот театр. Вместе с тем, Павел Ефимович признал, что действительно, руководства ДК обращаются к режиссерам за помощью в финансировании их театральных проектов, но это не прихоть, а необходимость, поскольку всё стоит денег – и декорации, и помещения, и транспорт, так что зачастую содержание театра становится слишком дорогим предприятием.

Выяснять, кто из оппонентов прав, а кто нет – занятие неконструктивное, истина, как обычно, окажется где-то посередине. Режиссерский корпус народных театров, действительно, денег зарабатывать не умеет (не их это задача, да и кто их менеджменту обучал?), а представители власти, зная об этом, продолжают напирать на административный рычаг, мол, давай-давай, кадры решают всё.

Станет ли ситуация революционной, не знаю, но разрешить ее сможет только одно из двух – либо набор самих режиссеров из числа любителей (вместе с актерами) и работа с ними на основании соответствующих договоров, сметы и финансового плана (где хотят, пусть там и берут основную часть денег на свое самовыражение), либо введение при каждом театре в помощь режиссеру должности администратора, с которого и следует трясти нужные финансовые показатели. Без этого проблема так и останется неразрешенной, поскольку очевидно, что сами народные театры, даже продавая билеты на свои спектакли, себя не окупают, а содержащие их ДК дают столько, чтобы аккурат хватило на поддержание существования – таковы бюджеты. В общем, замкнутый круг – все нищенствуют, но никто ничего поделать не может. Видимо, и впрямь, овчинка, то есть свободное театральное творчество граждан, казенной выделки не стоит.

 За выход в «супер-лигу»

За выход в театральную «супер-лигу лигу» надо бороться. Но бороться как?

Самое первое, что приходит в голову – это приглашение самим народным театром в свой коллектив директора (или администратора), постепенное укрепление состава одним-двумя профессиональными актерами, начало осознанной коммерческой деятельности ну и… дальше – больше, глядишь, и вырастет на базе народного какой-нибудь самый настоящий профессиональный театр. При этом именно в обязанности директора (администратора) входил бы поиск спонсоров, зрителей, продажа билетов, рекламная компания, поиск площадок для выступления и т.д. и.т.п… Ну а пока директор зарабатывает деньги театру и себе (проценты от сделок), режиссер, наконец, сможет полностью сосредоточиться на творческом процессе.

Мнения моих собеседников на сей счет разделились.

Галина Яссиевич, признавая остроту вышеуказанных проблем, отвергла этот вариант, сказав, что никогда не задумывалась о механизме превращения народного театра в профессиональный, не ставит перед собой такой цели и предпочитает в дальнейшем видеть «Гротеск», какой бы ни оказалась его судьба, именно народным театром. Валерия Дмитриева, напротив, согласилась с необходимостью ввести при каждом народном театре должность администратора (директора), поскольку даже если не задаваться целью преобразовать народный театр в профессиональный, справиться со своей нагрузкой в одиночку режиссер такого театра при существующей системе просто не может.

Не отверг в целом моего варианта и Владимир Крицкий, однако оговорился, что для его реализации необходимо в первую очередь общее осознанное желание как режиссера, так и актеров-любителей преобразовать театр, хотя едва ли, по мнению Владимира Аркадьевича, на такое отважится какой-либо народный театр, этому обязательно помешает его любительская сущность. Впрочем, даже если кто-то организуется ради этого в Кирове, то такой коллектив непременно потерпит неудачу, уверен Владимир Крицкий, ибо не стоит обольщаться тем, что порой о Кирове отзываются как о театральном городе. Речь в таких случаях идет о высоком качестве наших театралов, но не об их большом количестве, а чтобы театр хорошо зарабатывал, нужен непрерывный поток зрителей. Наш город его обеспечить не может. В качестве иллюстрации Владимир Аркадьевич привел деятельность театра «Макси», режиссером которого был нынешний директор Драмтеатра Владимир Соболев. По воспоминаниям Владимира Крицкого, труппа «Макси» в Кирове спектаклей не давала, а гастролировала по тем городам Кировской области и близлежащих регионов, в которых не было своих театров – только так ей удавалось что-то заработать.

 Опытным путем

И всё же нашелся такой режиссер народного театра, которому почти удалось реализовать то, о чем я столько теоретизировал со своими собеседниками. Речь идет о Татьяне Ефимовой, руководителе театра «Круг».

«Перестраиваться нам пришлось с приходом 1990-х, – рассказывает Татьяна Юрьевна, – это было очень сложно, поскольку нас, режиссеров любительских театров, специально готовили для работы с любителями. Раньше на такие спектакли приходили в основном родные и близкие наших актеров, этого было достаточно. Но клубы и ДК стали закрываться, а содержащие их организации – преобразовываться. Не стал исключением и наш ДК Металлургов. Пришлось меняться и нам. Директором ДК была тогда Людмила Пикова, с ней вместе мы и решили создать полупрофессиональный театр в рабочем районе. Даже набрали семерых актеров, у которых в трудовой книжке так и значилось:«Актер театра “Круг”».

Обязанности мы распределили. Людмила Пикова выполняла функции директора, а я – режиссера. В 1999 году мы поставили наш первый спектакль для взрослой аудитории, но сразу поняли, что работать надо для детей – уж очень инертной, нетеатральной оказалась взрослая публика. Смена аудитории принесла успех. До сих пор театр «Круг» работает преимущественно на детскую аудиторию. Мы стали более мобильными – сами выезжаем в детские коллективы и даем там представления. Поиском зрителя занимаюсь и я, и администратор. Вообще, администратор у нас был всегда. Потребность в нем мы ощутили сразу же, как только возникла идея создать полупрофессиональный театр. Первый же наш администратор и проложил те тропинки в кировские школы, которыми мы до сих пор пользуемся. Да и в самом нашем ДК все праздничные мероприятия организуются при непосредственном участии нашего театра. Необходимость решения этих задач и привела к тому, что сегодня труппа театра «Круг» состоит из двух групп – группы собственно любителей и группы полупрофессионалов. А в остальном у нас всё, как и у других народных театров – все заработанное отдаем руководящей организации, для подготовки нового спектакля делаем смету на музыкальное сопровождение, оформление, оплату труда актеров и т.д.».

 Состоится ли партнерство?

Итак, народный театр, желающий преобразоваться в профессиональный, неизбежно начинает испытывать потребность в деловом человеке. А что же сам деловой человек? Видит ли он в начинании группы энтузиастов коммерческую перспективу? С этим вопросом я обратился к директору культурного центра «Аполло» Руслану Мамедову, человеку сведущему в деле продвижения творческих коллективов и отдельных творцов.

«Еще лет 8 – 10 назад, – рассказывает Руслан Олегович, – в таких учебных заведениях, как ГИТИС, появились продюсерские факультеты, на которых обучают театральному делу, то есть возникло понимание того, что театральный продукт можно сделать привлекательным для спроса в досуговой сфере. В результате по стране прокатилась волна рождения частных театральных трупп, и люди, продюсировавшие их, наконец, на практике столкнулись со всеми проблемами частного театра. Это и подбор репертуара, и подбор артистов, и поиск источников финансирования... Но самое главное, с чем они столкнулись, – это с необходимостью следовать конъюнктуре. То есть если мы бьемся за высокую посещаемость, за массового зрителя, то должны понимать, что наш продукт должен отвечать его запросам, а значит существующей конъюнктуре. Но когда конъюнктура начинает зашкаливать за 50% репертуара, то искусство перестает быть искусством, а театр перестает быть театром. И преодолеть эту проблему может только компромисс – сотрудничество и понимание режиссером и директором друг друга.

Сам я придерживаюсь того мнения, что театр и театральное искусство должно быть умеренно конъюнктурным, хотя некоторые говорят, что там вообще не должно быть конъюнктуры, а должен быть исключительно поиск, эксперимент... Однако в таком случае театр просто перестает быть интересным широкому кругу зрителей, а это неизбежно ударит по его бюджету.

Что же касается народных театров, то они могут позволить себе ставить то, что считают нужным и не заботиться о постоянном удовлетворении широкого зрительского спроса. В таком театре директор автоматически становится неким инородным телом, и довольно быстро наступает момент, когда все начинают думать, что он преследует какие-то свои, чуждые коллективу цели. А ведь никакого предательства интересов нет, ведь задача директора – привлечение публики, популяризация, пиар… Кстати, та же Галина Яссиевич, когда я предлагал ей поработать на большой сцене (понятно почему, больше сцена – больше прибыли), упорно отстаивает формат камерного театра. Это характерно, пожалуй, для всех народных театров. Они сами не ставят перед собой задачу переформатирования».

 По внесении корректив

Засим, пожалуй, стоит признать, что гипотеза о возможности пополнить нашу большую театральную тройку за счет преобразования того или иного народного театра в профессиональный оказалась неверной.

Впрочем, есть одно условие, по реализации которого эта гипотеза снова может обрести право на жизнь. Речь идет о том, чтобы начать создание театра не с привлечения директора в труппу любителей, а с организации труппы из актеров-профессионалов. Под таким углом посмотрели на проблему сразу двое моих собеседников – главный режиссер ОДНТ Владимир Крицкий и главный режиссер Театра кукол Владимир Злобин.

«Вот та же Пермь, – рассказывает Владимир Крицкий, – там есть свои маленькие театры, но там есть и свой театральный институт, в котором дают специальность «актер драматического театра», и учатся там на актеров в основном ребята из Перми. По завершении учебы некоторые из тех, кто не попал в какие-то основные театры Перми, не устроился в Москве или Питере, объединяются в молодежные труппы на полупрофессиональной основе. Но обратите внимание на то, что в этих полупрофессиональных театрах работают профессиональные актеры».

А что если и в Кирове появится пласт «неприкаянных актеров-профессионалов»?

Владимир Крицкий смотрит на это скептически, мол, не переживайте, всё поглотит Москва, а если даже не поглотит, то инертность нашего массового зрителя сделает свое дело.

Несколько иной взгляд на сей предмет имеет Владимир Злобин: «В настоящее время рассматривается идея создать в нашем колледже культуры актерский курс на базе девяти классов, поскольку все кировские театры остро нуждаются в молодом пополнении…Ну а создание своего театра... Наверное, это возможно. Главное – понимать, что театр – это всегда рождение снизу, ни один нормальный театр не родился сверху. Нужна самоорганизация. Каждый театр рождается вопреки. Если есть такая энергия, если есть силы преодолеть житейское болото, то театр может родиться.

У меня самого была идея на базе малой сцены Театра кукол создать Вятский камерный театр, но эта идея заглохла, поскольку не получила финансовой поддержки. Хотя главное всё же в деле создания театра – это даже не финансы, а помещение. Планируя создание Вятского камерного театра, мы обращались даже к губернатору Никите Белых. Губернатор горячо высказался за создание Вятского камерного, но с помещением не помог. В Кирове, конечно, есть различные ДК, но это не то. У профессионального театра всё-таки должен быть свой дом со своей аурой, со своей атмосферой, а для молодежных полупрофессиональных театров аренда в ДК – это выход. Тут самое главное творческий импульс».  

Автор: Антон Касков

Фото предоставлены театрами «Гротеск» и «Проспект-38»

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика