Музейные хлопоты: как бороться за живучесть?

В последние годы Россия переживает настоящий музейный бум. Какие только музеи ни открываются! И Музей истории водки в Петербурге, и Музей общественного питания в Москве, и Музей суеверий русского народа в Угличе, и Музей воздуха в Твери, и Музей утюгов в Переяславле-Залесском, и Музей солнца в Новосибирске, и Музей волка в Тамбове, и музей хлеба во Владивостоке. И это не говоря уже о всевозможных музеях посвященных тем или иным персонам.

И правда, что такое музей (в современном понимании), если не сокровищница ценностей? Двадцать лет без официальной, поднесенной на блюдечке с голубой каемочкой, идеологии заставили-таки людей активизировать свой идейно-творческий потенциал. Потому и стали появляться музеи не только государственные и ведомственные, но и музеи различных общественных организаций, да и просто частные.

Здорово? Конечно! Ведь даже тот, кто сам не имеет нужды поднимать на щит что бы то ни было, получает огромную свободу выбора среди уже заявленных кем-то приоритетов.

Но одно дело объявить что-либо ценностью, а другое дело – обеспечить эту ценность в качестве таковой. И здесь, каждый музей, независимо от его принадлежности, имеет как удачный, так и неудачный опыт.

Борьба за посетителя

Без посетителя любой музей теряет смысл, превращаясь из сокровищницы ценностей в заурядный склад. Но это теоретически, а практически посетитель – это деньги, а деньги – это благополучие музея. Поэтому и борются за посетителя, то есть за нас с вами, музейщики всеми возможными средствами.

Museum-2

И если такие крупные музеи, как Кировский областной художественный или Кировский областной краеведческий могут сделать это путем организации сменных и порой весьма зрелищных выставок, наподобие «Драгоценных узоров» или «Гигантов Ледникового периода», то как быть музеям поменьше?

По словам Надежды Осколковой, заместителя директора Кировского областного краеведческого музея по информационной работе, действительно, существует проблема с посещением мемориальных домов, таких, как Дом-музей Яна Райниса в Слободском или Музей Александра Грина в Кирове. Но это отнюдь не значит, что эти и подобные им музеи стоит «списать» и закрыть: они по-прежнему могут успешно пропагандировать лучшие гуманистические идеи того или иного писателя, рассказать, как и чем он жил.

Конечно, в наши дни творчество того же Яна Райниса мало кто сочтет притягательным. Немного и тех, кто будет регулярно и с удовольствием посещать музеи Грина или Салтыкова-Щедрина. Поэтому, по мнению Надежды Осколковой, выгодной особенностью таких музеев могут стать специальные тематические программы, благодаря которым частные лица, особенно молодежь, смогут торжественно отметить какие-то личные события: открыть свою фотовыставку или провести литературный вечер, презентацию книги стихов, устроить чтения.

Вообще, определенная посещаемость музеев закладывается в ежегодный план вышестоящими организациями (для областных музеев – это департамент культуры области). Цифра потенциальных посетителей рассчитывается от общей численности всего населения региона. Так, для Кировского областного краеведческого музея годовая цифра посетителей составляет 200 000 человек, то есть приблизительно, каждый 5-й житель области должен придти в музей. Однако на деле ситуация меняется. Вряд ли в Киров на экскурсии специально поедут жители Лальска или Кикнура, зато с просьбой о проведении экскурсий в краеведческий музей обращаются целые коллективы предприятий, учебных учреждений, приезжают группы туристов из других областей. По словам Надежды Осколковой, для Кировской области, где отсутствует развитая туристическая инфраструктура и широкое информирование за пределами области, цифра в 200 000 человек будет считаться значительной. Хотя, что такое 200 000?! Для любой европейской страны, где издревле проложены туристические маршруты – это цифра просто смешная. «И все же, когда нам удается, – продолжает Надежда Осколкова, – мы стараемся план снижать, как это было в 2009 году: был учтен карантин из-за гриппа».

Но если в областном центре проблема посещаемости стоит так остро, то в районных музеях ситуация и вовсе удручающая.

Об этом мне удалось побеседовать с Галиной Шалагиновой, директором и владельцем частного дома-музея (с. Ленинская Искра Котельничского района). В этом доме-музее представлено более 400 работ ее мужа, выполненных из древесных корней, сучьев, пней и наростов. Так вот, по словам Галины Шалагиновой, маленький сельский музей не может обеспечить себя за счет местного посетителя, а в условиях неразвитого внутреннего туризма даже приезжие группы не создадут нужной посещаемости. Не решило данную проблему и открытие при музее детского кружка художественной обработки дерева: желающие заниматься народным промыслом из местных быстро «закончились», а привлекать детей из Котельнича или других близлежащих сел у руководителя музея нет возможности.

В наиболее выгодном положении относительно государственных и частных музеев находятся музеи ведомственные. К числу таковых относится Музей истории ВятГГУ. Директору этого музея Екатерине Сентябовой не приходится жаловаться ни на финансирование, ни на посещаемость: «Моя задача – организовать работу так, чтобы в музей пришел каждый студент нашего вуза. А поскольку посещения на первых курсах проводятся организовано, особых сложностей это не вызывает».

Двигатель науки

Как правило, музей – это сложный, многофункциональный организм. И помимо идеологических и просветительских задач, перед ним стоит и задача научно-исследовательская, которая в государственных музеях должна стоять на первом месте. Однако, судя по информации музейных интернет-форумов, во многих музеях страны эта задача решается из рук вон плохо. Пока фонды музеев превращаются в захламленные склады, наука, не получая новых фактических данных, не может сделать того необходимого шага вперед, на который она способна.

Museum-3

По мнению заведующей Музеем А.С. Грина Маргариты Махнёвой, это происходит во многом благодаря губительной сосредоточенности современных государственных музеев на культурно-массовой работе: «Музеи превращаются в клубы, дома культуры. Главное выполнить план посещаемости и финансовый план. Это вполне объяснимо. Но с другой стороны, это значит, что нам постоянно приходится готовить одно культмассовое мероприятие за другим. На изучение фондов не остается ни сил, ни времени. Изучение фондов в музеях вообще не поощряется. Ни на совещаниях, ни на защите планов даже речь об этом не заходит. Изучил ты какие-то предметы – сам молодец, не изучил – тоже не спросят. Раньше приходилось отчитываться перед главным хранителем, а теперь… даже не вспоминается. А кто за нашу мизерную зарплату будет по своей воле заниматься еще и наукой? В результате наша работа оказалась перевернутой с ног на голову: просветительская работа музеев должна быть на последнем месте, а на первом – изучение коллекций, организация выставок».

По мнению Надежды Осколковой, научная работа музеями как велась, так и ведется, даже более строгая, чем прежде: «Раньше процедура поступления предметов в музей была более простой. Теперь она усложнилась: на всё поступающее мы составляем и научное описание, и карточки, и легенды. Раньше этого не делали, так что нам до сих пор приходится изучать предметы, которые поступили к нам, например, в 1960-х годах. Разумеется, эта работа идет не так быстро, как хотелось бы: нам просто не хватает сотрудников, чтобы исследовать, записать принятое. Сам же характер научной работы у нас обязательный: каждый сотрудник ежегодно должен изучить порядка 25 единиц из какой-то одной коллекции, осмотреть, составить на них научные карточки».

В отличие от сотрудников государственных музеев, перед сотрудниками ведомственных и частных музеев вопрос о научной деятельности, как правило, не стоит. «До моего прихода в музей никакой картотеки не велось, – рассказывает Екатерина Сентябова, – и теперь я по собственной инициативе начала заводить карточки на поступающие экспонаты, хотя с меня этого никто в приказном порядке не требует».

Галина Шалагинова, в свою очередь, осознает художественную значимость коллекции, экспонирующейся в ее доме-музее, однако на официальную экспертизу у нее нет ни денег, ни времени.

О современных формах работы

Museum-4Сложно сегодня маленькому музею идти в ногу со временем и привлекать новых посетителей, не имея элементарных технических средств – достаточного количества компьютерной техники, безлимитного выхода в интернет, своего собственного сайта.

Создавать виртуальные экскурсии сегодня под силу только очень крупным музеям, таким как Русский музей или Эрмитаж. Надежда Осколкова считает, что создавать виртуальные музеи необходимо, однако, такие новые формы работы более актуальны и востребованы скорее художественными, чем краеведческими музеями. Русский музей благодаря таким виртуальным экскурсиям пропагандирует как сами художественные шедевры, так и доступность своих сокровищ.

Если не хватает финансовых возможностей на создание полноценных виртуальных экскурсий, можно на первых порах ограничиться интернет-страницей, как это сделали в ВятГГУ. На сайте вуза музею отведена отдельная страница, где выложены все фотографии экспонатов музея с их описанием. Что это дает музею? Екатерина Сентябова уверена: «Чего нет в интернете, того вообще не существует».

Подводя итоги

Размышляя о проблемах музеев в нашей стране, невольно приходишь к выводу о том, что решаться они должны не изменением внутренней организации, не корректировками планов, а комплексным оздоровлением общества, начиная от развития внутреннего туризма и транспортных коммуникаций, линий и способов связи, заканчивая экономикой регионов в целом.

Не стоит забывать и о том, что музей – это «лакмусовая бумажка» благополучности нашего общества. Но не стоит забывать и о другом. Музей – это «лакмусовая бумажка» духовности нашего общества. Поэтому даже в настоящее время, когда проблемы музеев не решены, они все-таки могут исправно получать своего зрителя, если каждый из нас воспитает его, хотя бы в своей семье.

Автор: Антон Касков

Фото Татьяны Южаниной

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика