Фотография: как бизнес совместить с искусством?

За последние два десятилетия фотография, как ни одно другое современное искусство, сделала колоссальный скачок в развитии, породив ситуацию поистине парадоксальную. С одной стороны, фотография как вид искусства ничуть не стала ни проще, ни понятнее (на иных фотовыставках без искусствоведа не разберешься), а с другой стороны, фотографирование стало, пожалуй, самым распространенным хобби среди обывателей.

Так в чем же причина разрыва между качеством и количеством? Да и насколько велика пропасть между ними?  

Времена, когда фотолюбитель сам заряжал пленку в бачок для проявки и сам печатал фотографии, давно прошли. Технический прогресс подарил нам мгновенный «Полароид» и массово-дешевые автоматические «мыльницы», а теперь уже и цифровые фотоаппараты кажутся некоторым вчерашним днем.

В условиях, когда фотокамера сама «думает», а фотолаборатория сама печатает, нужно ли вообще учиться фотографировать? Ведь и так все очень просто и понятно – нажал на кнопку – и фотография готова. А нажимать сегодня можно бесчисленное количество раз, ведь многогибайтовая флэш-карта цифрового фотоаппарата – это не 36 пленочных кадров, заставлявших и фотографа-профессионала, и фотолюбителя думать над композицией и техническими параметрами каждого будущего снимка.

Но прогресс не остановишь. Да и никто не собирается этого делать. По словам Сергея Иванова, руководителя старейшей и одной из самых востребованных в Кирове фотостудий, «Фа-студио», цифровая фотография принесла мощный импульс в творческий потенциал. Теперь результат можно увидеть сразу и сразу проанализировать свои ошибки. Те фотолюбители, которые работают над своими снимками, достигают серьезных успехов, а современные технические средства дают печати фотографий очень высокое качество. Сегодня фотографию можно напечатать и в нестандартном формате, и оформить в багет...

Действительно, практически каждый желающий может придти в компьютерный салон, купить себе цифровую фотокамеру, начать снимать, и даже называть себя фотографом. При этом немало тех, кто, купив себе фотокамеру, пытается на ней зарабатывать. Ах, если и впрямь так просто было бы стать настоящим фотографом! Тогда бы вместе с большим количеством проданных фотокамер мы бы получили такое же количество интересных снимков, обилие имен талантливых фотографов, огромное разнообразие фотостудий... Но этого не происходит.

По мнению известного в Кирове фотографа Александра Воробьева, чтобы стать профессиональным фотографом, недостаточно научиться нажимать кнопки в автоматическом режиме или даже правильно выставлять на фотокамере выдержку и диафрагму. Главное отличие настоящего фотографа от дилетанта – это умение видеть неожиданный кадр в обычных вещах, то есть иметь свой собственный взгляд на окружающий мир. И только когда этот взгляд сочетается с профессиональными качествами, техническими навыками, получается красивый снимок. К сожалению, немногие об этом задумываются.

Где тут учат на фотографа?

В Кирове ни в одном высшем учебном заведении фотография как предмет не преподается. Но хотя в России и существует несколько коммерческих вузов, в которых, помимо прочего, рассказывают и о фотографии, Сергей Иванов уверен, если человек хочет получить серьезное фотообразование – он может сделать это только за границей. Например, одно из лучших высших учебных фотографических заведений находится в США, в Санта-Барбаре.

fotografia-2

Другим путем к постижению высот фотопрофессионализма могут стать индивидуальные занятия с грамотным учителем, посещение фотокурсов или самообразование.

Также одним из путей освоения фотоискусства может стать и интернет, на просторах которого представлено великое множество соответствующих сайтов, начиная от самоучителей и виртуальных фотовыставок, заканчивая социальными сетями, в которых можно пообщаться в группе единомышленников-фотолюбителей.

Однако профессиональные фотографы интернет как средство обучения и общения всерьез не рассматривают. Фотографы Сергей Иванов и Александр Воробьев считают, что только живое общение может дать начинающему фотографу что-то по-настоящему полезное. Согласен с этим мнением и Денис Мальцев, руководитель студии «RedLine», представитель молодого поколения фотографов. По его словам, он тоже предпочел бы именно живое общение и обсуждение своих фоторабот, тогда как от интернет-общения, не получишь ничего большего, чем общие фразы и эмоциональные восклицания.

По мнению Александра Воробьева, чтобы сегодня стать фотографом, начинающему любителю надо выбрать себе достойного учителя и индивидуально или в группе на фотокурсах перенимать у этого человека опыт и навыки работы. В фотосалоне Александра Воробьева такие фотокурсы проводятся регулярно. Помимо технической подготовки, посетителям курсов дают также умение объективно оценивать свои собственные снимки по методике специально разработанной Александром Воробьевым.

Фотостудия «RedLine» тоже пришла к необходимости создания собственной фотошколы. «После проведения ряда социальных фотографических проектов, таких как «Фотодвор», «Открытый город», – рассказывает Денис Мальцев, – мы поняли, что молодым ребятам не хватает знаний в области фотографии. Так возникла школа фотографии, в которой на протяжении 3-х месяцев мы рассказываем и показываем, как создается самая разная фотография».

А поговорить?..

Недостаток живого общения с коллегами-профессионалами отмечают и сами кировские фотографы. Существующие в городе фотоклубы кого-то из фотографов не устраивают по «идейным» соображениям, кого-то – по профессиональным... Всем им, по мнению Александра Воробьева, не хватает лидера, способного щедро тратить свое личное время на общественную работу, ведь в клубе должны регулярно проходить выставки, встречи с авторами из других городов, обсуждения собственных работ.

Денис Мальцев, приветствуя объединение фотолюбителей и фотографов-профессионалов в клубы, не видит для себя возможности участвовать в таких организациях: «Когда в клубе собираются дилетанты, им интересно общаться, обсуждать свои работы, слушать мэтров от фотографии. Но профессиональные фотографы уже давно объединены по своим группам с собственными интересами и на других смотрят как на конкурентов. Какое уж тут общение?..»

Сергей Иванов видит выход в общении со своими коллегами-профессионалами из других городов и стран, встречаясь с ними на различных международных фотографических конкурсах, таких как «Золотая черепаха». «Для меня важно, чтобы мои работы подвергались критической оценке признанных профессионалов, это позволяет мне научиться чему-то новому, – говорит Сергей Иванов, – поэтому я и принимаю участие в международных конкурсах. Да и потом, можно сколько угодно кричать о себе здесь, в Кирове, как о выдающемся фотографе, но когда тебя публикуют в центральных журналах, когда ты выставляешься на международных выставках в Москве – это совершенно другой уровень».

Автора! Автора!                           

Увидеть работы кировских фотографов практически-то и негде. Выставочный зал на улице Воровского, в котором прежде регулярно проводились фотовыставки кировских авторов, уже больше года как передан «Центру народных промыслов Кировской области», тоже остро нуждавшемуся в специальном помещении. Другой Выставочный зал, тот, что на ул. Карла Либкнехта, под проведение фотовыставок походит идеально, но...

Как сообщил директор этого выставочного зала Сергей Пчелинцев: «Наш зал не специализируется на фотовыставках. Мы представляем здесь разные виды изобразительного искусства: и живопись, и графику, и прикладное искусство, и фотографию. Что касается последней, то мы делаем по четыре фотовыставки в год. Разве этого мало? Особенно если учесть, что мы показываем концептуальную фотографию высокого художественного уровня. Кто, кроме нас, привезет в Киров других интересных авторов? А так, наши фотографы могут сравнивать свое творчество с творчеством своих коллег из других регионов России и даже из других стран. Я никогда не отказываю местным фотографам в обсуждении концепции их возможной выставки у нас, вот только некоторые почему-то решили, что придумать название для выставки – это и есть составить концепцию. Более того, кировские фотографы почему-то не думают о том, что выставочный зал – это не творческая лаборатория, которая может позволить себе всякие эксперименты, а часть художественного музея... Ну а чтобы выставляться в музее, надо иметь очень высокий художественный уровень».

В связи с этим Сергей Пчелинцев предлагает местным фотографам обратить внимание на другие площадки, которых, по его мнению, в Кирове предостаточно – это фойе театров, домов культуры, торговых центров, банков, залы библиотек и кафе. «В таких местах, – уверен директор Выставочного зала, – никто не будет спрашивать какую-то особую художественную концепцию и выставлять определенные планки».

Александр Воробьев согласен с тем, что в Кирове, действительно, есть площадки, подходящие под проведение фотовыставок. Он и сам неоднократно выставлял свои работы в помещениях библиотек и торговых центров. Однако далеко не каждую фотовыставку можно разместить в том же торговом центре. Неподготовленный человек не станет разбираться в тонкостях искусства, поэтому для торговых центров и других подобных мест фотографы стремятся подобрать более понятные массовому зрителю снимки, сокрушаясь в душе, что по-прежнему не имеют специального места, где во всем блеске можно представить свое мастерство.

Искусство не продается?

Но неужели ситуация так уж драматична? Неужели там, где начинается фотобизнес обязательно должно заканчиваться фотоискусство? Можно ли совместить в одной фотоработе авторское «Я» и отражение «социального заказа»?

fotografia-3

Однако прежде, чем попытаться ответить на эти вопросы, необходимо задаться еще одним: «А что именно следует считать искусством?»

Денис Мальцев, разделяя направления своей работы по источнику творческого побуждения – извне или изнутри, – считает, что только второй из них позволяет создать фотографии для выставок, если же к тебе идут с заказом – то это, прежде всего, бизнес, и авторское «Я» должно отойти на второй план... Отойти, но не исчезнуть. «К нам часто обращаются молодые люди и девушки с просьбой сфотографировать их так, чтобы они выглядели как на обложке дорогого глянцевого журнала, – поясняет Денис, – и когда мы беремся за это, то, разумеется, исполняем заказ, то есть занимаемся бизнесом. Но разве создание подобной фотографии не творческий процесс? Порой нам приходится проявлять немало изобретательности».

Аналогичного мнения придерживается и Александр Воробьев, тем более, что именно в его фотостудии вам предложат такую оригинальную услугу, как тематический фотоальбом. «Фотоальбомы сейчас вообще отошли в прошлое, – рассказывает Александр, – фотография живет преимущественно на экране компьютера. А те фотоальбомы, что еще сохранились, сделаны, как правило, без всякой системы и концепции. Мы же хотим возродить традицию создания фотоальбомов, какой она была в конце ХIХ века и почти до конца века ХХ-го. Работая над такими заказами, мы очень многое продумываем, принимаем очень много оригинальных индивидуализированных решений». Считать ли это искусством? Не знаю, но мощная творческая составляющая в этом определенно есть.

Принципиально иное решение вопроса предлагает Сергей Иванов, открывший небольшую художественную галерею-салон, где можно не только посмотреть, как в музее, на интересные высокохудожественные работы кировских фотографов и постеры всемирно известных мастеров (Ансела Адамса, Джима Брандербурга, Хельма Ньютона), но и приобрести понравившиеся произведения. Сам Сергей Иванов, известный фотограф-анималист, предлагает ценителю прекрасного и собственное высокое искусство.

Что почем?

А стоит настоящее искусство недешево. Согласны с этим и Денис Мальцев, и Александр Воробьев, и Сергей Иванов.

«Нередко бывает так, что приходит в мою галерею некий посетитель – рассказывает Сергей Иванов, – смотрит на мои работы с изображением медведей, которых я ездил снимать на Камчатку, и возмущенно говорит, мол, а почему так дорого? Я в таких случаях интересуюсь, на каком основании человек принимает решение о дороговизне такой работы? Какого-либо вразумительного ответа не следует. Какой вывод из этого напрашивается? Такой, что в Кирове фотоискусство еще не воспринимается как ценность, а работа фотографа, в том числе эксклюзивная и затратная, как достойная соответствующей оплаты».

Схожим образом высказывается и Денис Мальцев: «Проблема состоит в том, что далеко не все жители Кирова, способны понять, за что они платят, приходя на фотосессию».

Вспоминает о недоумении некоторых посетителей и Александр Воробьев: «Иной раз люди, видя наши цены, удивляются, мол, а вот там-то значительно дешевле. Что я могу на это сказать? Если вам хочется подешевле, то выбирайте подешевле. А я считаю, что уровень, предлагаемый моей студией, стоит дороже».

Все три опрошенных фотографа единодушны в том, что очень негативное влияние на кировский рынок фотоуслуг оказывают фотографы-непрофессионалы, дилетанты, купившие дорогое оборудование и стремящиеся как можно скорее на нем заработать. Они предлагают услуги низкого качества по невысоким ценам, создавая у горожан впечатление, что абсолютно все фотоуслуги должны стоить так же дешево.

«В крупных городах, где профессиональные фотографы лучше организованы, – рассказывает Сергей Иванов, – им удается влиять на ситуацию, и там у людей уже сложилось понимание того, что профессионализм и индивидуальный поход не могут стоить ниже определенного уровня».

Автор: Татьяна Булатова

Фото автора и Ольги Барышниковой

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика